Как видно из названия, автор книги тяготеет к new-age (а кто ещё руны с кармой смешивает?) Но так вышло, что О.С. я знаю, пусть шапочно, по группе Vkontakte.ru , и насколько могу судить вообще, он хороший психолог и интересный человек. А разногласия достаточно оговорить, коль в книге находишь для себя кое-что новое. Я в этой как раз нашла.
читать дальшеВпрочем, будучи брюзгой, начну с разногласий. Не люблю нью-эйдж за три вещи:
1)взгляды ребят строятся на том, что не мы учимся (или ничему не учимся) себя ради в этой жизни, а толпы Космических Учителей, Высших Сил и т.д. затем и обустроили эту Вселенную (неизвестное число парсеков в обе стороны), что бы чему-то там научить двуногих. Результат в совершенствовании весьма скромный, можно посочувствовать педагогам. Впрочем, в данной книге карма понимается не столько как кнут-и-пряник-свыше (кроме маленького реверанса в первой главе), сколько как совокупность закреплённых в подсознании сценариев, которым человек следует в типичных ситуациях. Что намного лучше, имхо.
2)поскольку из названия следует модерность движения, среди его представителей модно “обобщать мировой опыт”, то есть смешивать всё в кучу, не особо трудясь вникать в презренные частности каждой традиции. О.С в данной книге ограничился своей "интеррелигиозной" вариацией на Сотворение Мира, отдав по ходу ведущую роль Трикстеру. С точки зрения психологии, возможно, и верно, вот как только викинги жили без... Хотя, литературная игра - как литературная игра, всё в порядке.
3) третий недостаток – наукообразная псевдотерминология (тонкие вибрации, биополе и т.д.) в “Рунах” отсутствует полностью, большой и приятный плюс.
Исследавание, по сути, является вариацией на тему путешетвия по футарку, т.е. анализа классической последовательности рун как иллюстраций этапов развития или становления чего-то – личности, общества, мифа. В данном случае за основу взята теория перинатальных матриц Гроффа, изложенная автором вначале книги.
Вкратце (то есть неточно и грубо). Любой событийный цикл можно разложить на четыре этапа: зачатия-развития (спокойное мирное существование с незаметно накапливаемыми изменениями), схваток (изменения становятся критическими, необходимо менять среду, человеку уже очень некомфортно в имеющейся), прохождение родовых путей (процесс выхода из зависимости, активные действия по изменению ситуации), роды (вход в новое жизненное пространство и адаптация, приводящая нас к новому балансу). Эти этапы и называются перинатальными матрицами, и сходство с процессом рождения не только в названиях: индивидуальные особенности реакции человека на жизненные ситуации по данной теории закладываются именно при рождении – характером беременности и родов (которые в подсознание впечатаны как УСПЕШНЫЙ ОПЫТ. Раз уж человек родился).
И с точки зрения этой цепочки автор разбирает каждый атт (=8 рун), рассматривая значения рун, как моменты пути (или, если точнее, соотнося этапы развития ситуации со смыслами, вкладываемыми традиционно в руны). Совсем уж искусственным построением, с моей точки зрения, при этом выглядит только деление рун на Инь и Янь (иньская Raidho, однако – то ли на смысл руны (поездка, шире – колесница закона, ритм), то ли на смысл понятия Инь плюнуть придётся). Ещё неприятно поразила Eihwaz (дерево тис и все сопутствующие ему понятия – связь миров и отношение к миру мёртвых, стойкость и огненность, опасность (яд) и защита(луки из тиса)) - как чувство вины. Эту версию ввёл, помнится, Блюм – в _своей_ системе, и чуть позже я увидела авторское – “уберите из набора пустую руну”. По видимому, она там должна была быть. Однако, прочие трактовки классическому двадцатичетырёхрунному футарку вроде не противоречат, и последовательность рун классическая не блюмовская. Ещё забавно вышло с Algiz - которая по словам автора "мифологически соотвествует мечу Хеймдаля" (одна из рунических легенд, с косвенными обоснованиями). Но "меч Хеймдаля" - скальдический кеннинг человеческой головы. А значение руны в младшем ряду - Mann, человек.
Не сразу разобралась в организации 4-й главы. В которой сперва в каждом подразделе названа очередная руна, и читаешь, думая, что речь идёт именно о ней. Но на деле автор характеризует, как поняла, не собственно руну, а соотносимый с ней этап развития. И в итоге получаются заявления вроде “Hagalaz (прим. - град, разрыв=резкое болезненное изменение ситуации, внезапная потеря и т.д.) отождествляется с материнской частью воспитания” (с). Конечно, матери бывают разные, и Великие Хтонические, и просто стервы, но ведь не только! И "материнская часть" - не только катастрофа-очищение. Дело в том, что собственно та часть значений руны, которая связана в данным этапом приводится в “Кратких итогах сути рун 1(2,3,) атта” в конце каждого поаттового описания. Описания в начале – сугубо психологические наблюдения, и они интересны. Но всё же не тождественны значениям рун.
Последняя глава книги посвящена мантическим раскладам, из которых мне реально работающим показался лишь первый, самый простой. Усложненные ряды по-моему, скорее запутают ситуацию, а обрисовав общую картину места человека в мире, полезнее с ним побеседовать, имхо, чем пытаться все скалькулировать по схемам. Впрочем, поскольку профессиональный прием клиентов ведет автор (а я нет, так что молчать бы в тряпочку) – остановливаюсь на том, что неприятие расклада из всех 24-х рун (поэтапно, между прочим!, т.е. каждая руна вытягивается из полного набора, записывается, кладётся обратно – 24 раза) – мои проблемы.
В общем, книжку (не толстую) тем, кто всерьёз занимается рунами – прочесть стоит. В том числе психологии и некоторых метких наблюдений ради.
А что писанное слово не догма, а толчок к размышлениям - и так подразумевается, по умолчанию.
Олег Синько. “Руны и психология: матрицы и карма.”
Как видно из названия, автор книги тяготеет к new-age (а кто ещё руны с кармой смешивает?) Но так вышло, что О.С. я знаю, пусть шапочно, по группе Vkontakte.ru , и насколько могу судить вообще, он хороший психолог и интересный человек. А разногласия достаточно оговорить, коль в книге находишь для себя кое-что новое. Я в этой как раз нашла.
читать дальше
читать дальше