К не самой продуктивной дискуссии про условия существования сакральной Традиции в журнале А.Платова.
Трёп, фактически, повторение сказанного
Непрерывность передачи всех форм сакрального знания, безусловно, нарушена. В целом, кому повезло с исключениями в жизни - тому именно что повезло, очень, вплоть до скептицизма мне подобных. Одной урбанизации (и атомизации семьи как следствия) для проблем хватило бы с лихвой, а факторов много больше. Но что-то ушло, что-то пришло: культура передачи живого (=пережитого) знания в упадке, но зато значительно глубже море информационное, и в нём плавает в том числе та самая рыба - способы получения предметного знания в противовес книжному. Было бы желание с интуициией (шума в том информационном море 99%). Конечно, аутентичность полученного, даже если это суровые отчёты этнографических экспедиций, можно оспаривать. Интерпретация исследователя, умение в упор не воспринять непонятное и не вписывающееся в концепцию ("Все мифы погодые явления. И точка", "Нет, это базовые архетипы", "Нет,это отражение социализации" и т.д.). Да просто не пустили дурака куда не надо. В утешение, картина, пусть мозаичная, в нашем распоряжении много шире, не одно село, не одна страна, даже не одна Традиция. Хоть это и порождает регулярно монстриков в духе рунической "И-Цзин", "пятой северной стихии", привязки асов к знакам Зодиака и пр., зато позволяет дополнить потерянное, особенно в смысле методов.
Собственно, основной мой посыл - что Традиция сегодня является целеполагающей, целеуказующей, ориентиром и критерием допустимого одновременно. А вот способы достижения поставленных задач - исходя из возможного, наличного и доступного. Няня скальда Эгиля, что был сыном лысого Грима, не оставила мемуаров, как и сам Грим-полуоборотень, Эгиль же не оставил учеников. Но от них и культуры их века мы знаем о сути понятия odr (wod), равно переводимого и как вдохновение, и как ярость. Мерлина с Талиесином тоже не спросишь, отчего Кухулина корёжило (вежливо - наступало "чудесное искажение" облика в бою). Но сами способы достижения "вскипания духа" (тапаса, подъёма ци (или как там его, не помню), разгонки психики) более или менее известны. Так ищем дар Одина как можем (именно его. Не тапас или там энергию кундалини - близость понятий не есть взаимозаменимость, слова рисуют картину мира, а она в разных Традициях всё-таки не совпадает) - или страдаем по аутентичным "от фиорда и филида" инструкциям?
...В общем, доехать можно. А шашечки оформим.
Доехать и с шашечками.)
К не самой продуктивной дискуссии про условия существования сакральной Традиции в журнале А.Платова.
Трёп, фактически, повторение сказанного
Трёп, фактически, повторение сказанного