Так что такое ритуал
Ритуал – 1)принятый порядок проведения чего-либо, 2)религиозный обряд 3) стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными 4)повторяющееся невротическое поведение
Или, ближе к теме язычества :
Обряд, магический или религиозный, является стилизованным и символическим действием, которое исполняется для достижения определенных целей в земной жизни или в загробной.
(Р.М. и К.Х. Берндты, Мир первых австралийцев).
Так какие же цели ставятся и достигаются (ли они)? Речь в первую очередь о язычниках современных (однако и древние греки ведь Олимп понимали весьма по разному, опрометчиво, наверное, приписывая любой культуре единую мотивацию).
1.Внесение порядка в хаос, структуризация мира в нашем сознании, создание опоры извне и изнутри в виде свода действий, правил и объяснений, обеспечение уверенности.(о чём и писал ereynion. Классическое определение религии как способа объяснить непонятный мир). Причем мировоззрение, выраженное в действиях, что много эффективней для сознания, свидетельствую как злостный кинестетик.)
Разумеется, возникает вопрос о соответствии предлагаемой схемы объективной реальности (и, соответственно, о достижимости целей). Экстремалы от мистики говорят, что любое упорядочивание мира, особенно массовое, является истинным (=любое ложным), поскольку как раз создает систему, внутри которой сознание ориентируется(что не попадет в описание мира, то для нас не существует). И Волк, глотающий Солнце, и тень Луны, скользящая по земной поверхности тут равны в правах… Один вариант дает адептам связь с духами, другой мобильную, в обоих есть минусы.
Я не экстремал.) Однако поскольку есть ситуации, когда мифологическое мышление незаменимо, то, по крайней мере, уметь свободно переходить от одного типа описания мира к другому очень даже стоит. Будь то работа с внутренним миром или то, что именуется мистическим опытом, и где анализ годится разве что постфактум. И то, и это, и Волк, и астрономия – смотря чего человек хочет от конкретного затмения.
А внутренняя уверенность - четверть любого дела.
2.Сопричастность изменению мира, подстройка внутреннего под внешнее, микрокосма под макрокосм, всё, что принято называть гармонизацией души:
2.1. Локально – переход от дел и забот зимних к летним и наоборот, подстройка к новым ритмам, естественная в селе и смазанная в городе, изменение состояния духа когда “жизнь задолбала” и пр. Экономия на психоаналитиках.)
2.2. Масштабно – мистерия года проигрывает основные этапы жизни человека. Это случится со всеми так или и иначе, но лучше быть к тому готовым, входя в каждый период осознанно и естественно, имея опыт данного состояния в обрядности Колеса Года. И смерти, о которой не принято в нашем обществе говорить, это касается тоже (если не в первую очередь, посидела со славянскими ритуалами – мало что там мимо родных могил).
2.3.Глобально – возможность сопричастности мирозданию, восприятие его и себя в нём в целостном единстве (и некоторая антропоморфизация само собой, как без того). Осиливших не толпа, но сколько учений к этому стремится... может в том Безначальном Дао что-то есть? ))
3. Поддержание мира в порядке и явная или неявная магия блага.(о первом как раз писал ereynion, в чуть более мрачном ключе) О необходимости помогать солнцу светить можно спорить (см.п.1), кому-то хватит и сопричастности, кому –то захочется отдать благо в меру сил. А поскольку все языческие ритуалы направлены на Правильный Мир, чтоб и Вселенной было хорошо, и нам в ней, то выходит примерно то же самое. Пусть солнце и взойдет без нас, но хорошее лето лучше плохого, не так ли?
4. Связь с силами личностного характера (предками, духами, богами и т.д.). Она от века осуществлялась именно посредством ритуала, даже если это просто прибранная могилка в урочный день. Что вкладывать в такое общение, дело опять же личное, даже от людей не удаётся получить больше, чем реципиент способен принять. Кто-то в многомиллионной Индии, поднося Ганеше сласти, буквально кормит своего личного покровителя, кто-то верит, что эфирное тело приносимого куда-то там попадает и идёт в заслугу, кто-то выражает любовь и почитание в той форме, которую избрали его предки…А кому-то просто надо сессию не завалить (палец скульптуры “Пьяницы” близь Университета вытёрт до медного блеска. Хотя о взятках злые языки тоже поговаривают).
5.Передача знаний, ценностных ориентиров, принятых моделей поведения. То, что закрепляется в детстве и сохраняется надолго. Или даже прививается в зрелом возрасте. Легче сменить идеологию, чем привычный способ мышления (естественники, лезущие в мистику, ага).
6. Укрепление социальных связей – семейных, родовых, общинных, государственных. В нашем случае, само собой, работают максимум первые три варианта, но был же в Риме Гений Императора. И быть усердным индуистом, наверное, ещё актуальнее, если соседи - мусульмане, так уж мы устроены.
Достижение личных целей отдельно не выношу, это к п.3-4.
И, наконец, о страхе, насколько он обоснован. Вряд ли гнев Шивы или Хатимана - главный источник неврозов в соотвествующих странах. Безусловно, давая доступ в свой мир силам мира Иного, мы принимаем и весь соответствующий риск, вступая в те или иные отношения – даём и какие-то обязательства. (…а строя АЭС, рискуем Чернобылем и Фукусимой...Однако живем рядом с Хмельницой и Ровненской). Если сперва ритуализация, вероятно, как средство упорядочивания мира, была единственной защитой от чуждого, непонятного, а потому страшного, то в наши дни, после прививки атеизмом, агностицизмом и, особенно, тотальным пофигизмом, выбор – идти ли в лес (где пусть не толпами, но волки и впрямь живут) или не идти, делается относительно осознанно. Относительно, ибо даже выбирая профессию, представляешь это как-то иначе. ) Тут тем более.
В любом случае, открывая дверь вещам опасным, традиция дает и средства управления ситуацией, и правила техники безопасности, так на так и выходит. Классическая черная кошка может быть последним китайским предупреждением от мира, или просто напоминанием о необходимости смотреть на светофор. Если такого рода опцию вписать в _свой_ мануал.
( Не нравится, что "поверьями кругом опутан свет"?...Выбирай личные, или иди...в научные атеисты . Хотя доктор Фауст как раз вышел из ситуации иначе, в пределах парадигмы...).
P.S. Но вот свиней на обряд пускать НЕЛЬЗЯ!!! Друиды драные...
(найдено у tjorn)