Тим свет Стридманн выложил перевод нового кусочка "Саги о Хрольве Жердинке" - "Об Адильсе, конунге Уппсалы, и походе в Швецию конунга Хрольва и его витязей". Интересна эта сага многими деталями (и тем, что в неё за идеями Пол Андерсен моего любимого периода лазил - тоже!). И в частности, именно в ней содержатся два из четырёх случаев, что помню вообще, связанных с инициативными практиками, в военных то ли ещё германских, то ли уже скандинавских мужских союзах. Лишь отголоски: не более чем о славянских инициациях рассказывают эпизоды визита героев к Бабе Яге (избушка с черепами в чащобе, то вопросы каверзные, то попытка скушать или в печь затолкать, то служба невыполнимая, то дары сверх меры) - что-то было, но лес сей тёмен. Но мы ж народ непривередливый (а и привередливый - так всё равно больше не дадут).
читать дальше
Эпизод первый - инициация Синфьотли (на фоне не переживших инициацию братьев... страх посвящаемого должен быть настоящим (опасность иногда, впрочем - тоже)). Испытания - болью (пришитая к телу одежда), угрозой (змеи в муке). И как завершение - жизнь с отцом в лесу, сперва разбойничья ("убивали людей ради добычи", официально отец-посвящающий - изгой), затем - в виде волков (оборотничество в скандинавии понималось как "переодевание" в шкуру зверя...но и переодевание могло на уровне сознания равняться превращению). Вряд ли надо напоминать, что берсерки звались ещё и ulfheðnar - волчьешкурыми. Во время своих приключений волк-отец прокусывает горло сыну, но потом излечивает его. А вообще, они и в новом качестве на людей во владениях своего врага. В итоге "когда Синфьотли возмужал, то решил Сигмунд, что хорошо испытал его." Отрочество кончилось...и началась месть и месть, по кругу.
Эпизод второй - инициация Сигурда из того же любимого Странником рода Вёльсунгов, начатая Регином, и подкорректированая самим Одином. Один-Хникар сперва наставляет юношу перед первой битвой (Речи Регина, Сага о Вёльсунгах), а затем убивает дракона убивает дракона и в процессе омывается в его крови и кровь же пробует, приобретая неуязвимость и способность понимать язык птиц ( сага; частично, без упоминания Одина - Речи Фафнира). И наконец, проскакав сквозь пламя, встречается с Сигрдривой, получает знания (валькирия тут замещает Одина) и невесту (сага, Речи Сигрдривы).
По "официальной" (заявленной в саге) версии - Регин пытался погубить Сигурда, дав негодный совет, по которому того утопило бы в крови дракона. По мнению В.Петрухина коварен был совет другого наставника -Одина, поскольку на теле героя в итоге осталось уязвимое место (тут версии источников разнятся, в саге например нет мотива следа от листка липы). Трудно сказать, но в итоге Сигурд всё равно вроде бы в Вахаллу не попал...как и Бальдр. Что тоже о чем-то говорит. Впрочем, лес достаточно тёмен - тело умершего от яда (опять же - формально без права на чертог воинов) Синфьотли Один-перевозчик забирает сам...
Эпизод третий, уже из "Саги о Хрольве Жердинке" посвящение в воины (причем в элиту) связан с линией Бёдвара Медвежонка (Прядь о Бёдваре). Собственно, посвящения там два - самого Бёдвара, которого посвящает брат-наполовину лось (именно так, а у второго брата Бёдвара были собачьи лапы. А отцом всех троих был медведь-оборотень ... явно тотемная семейка), дав выпить своей крови. И посвящение трусоватого Хётта, которого Бёдвар просто принудил выпить крови монстра ("зверь огромный и страшный, с крыльями на спине, и он всегда летает." Дракон, короче) и съесть кусочек его сердца. Помогло, отныне Хётт (под новым именем Хьялти) не ведал страха.
Общая канва - наставник, сам посвященный или связанный и Иным миром (даже Регин не был обычным человеком, его отец богов в заложники брал, а брат окончил жизнь драконом); жизнь в форме зверя или охота на него (но тогда уж на совсем страшного, не меньше дракона); кровь (иногда с сердцем) как один из основных элементов, дающих чудесные силы. Из последнего несколько выбивается история Синфьотли, но история с укусом там была, а сага поздняя...всё могло перепутаться.
Однако стоит вернуться к новой пряди о поездке к Адильсу. В ней фигурирует не посвящение, а испытание. Воины, прошедшие отбор, не приобретают никаких дополнительных сил, лишь доказывают наличие имеющихся ... правда вот только отбор, по большому счету никто и не прошёл ... и, возможно, осознанно.
По сути дела: отправившись в гости за наследством к очччень недружелюбно настроенному отчиму конунга Хрольва, воины встречают некоего бонда Храни, чей хутор способен попадаться на пути отряда столько раз, сколько нужно хозяину. Бонд испытывает гостей холодом, жарой и жаждой, советуя конунгу Хрольву отсылать домой не выдержавших, иначе, мол, вы от Адильса не вернётесь. Конунг Хрольв слушается доброго совета, и в конце концов к родичу отправляется сам-двенадцать, вместе с отборным отрядом (и тот самый Бёдвар с ними). Избежав ловушек и выдержав если не сражение (12 человек всё же), то хорошую драку, герои благополучно возвращаются, и вновь встречают загадочного бонда. Тот предлагает конунгу в дар вооружение. И
Конунг Хрольв сказал:
— Это отвратительное оружие, старик, — а то были щит, меч и кольчуга, — и не захотел принять его.
Храни едва не разразился гневом, ему показалось, что ему нанесли великое оскорбление.
— Этим ты не принёс себе пользы, конунг Хрольв, как ты, верно, думаешь, — сказал он, — и вы не всегда так умны, как вам кажется, — и бонд счёл себя опозоренным.
Теперь они остались без ночлега и пожелали ехать своей дорогой, хотя ночь была тёмная. Храни сурово смотрел из-под бровей, ему казалось, что его низко оценили, не приняв подарка от него, и он не удерживал их, когда они уезжали. С тем они поскакали прочь, не попрощавшись.
(с)
Позже Бёдвар сообразил, что так просто странные одноглазые(!) бонды оружие не предлагают, но поздно было - хутор исчез.
Но всё-таки, почему конунг отверг дар? Отказ от подарка, даже от ненужного и неудачного, был и впрямь признаком нешуточного неуважения. Одному конунгу в историческое время так всучили белого медведя - "большую диковину"...прелесть в том, что мишка к тому моменту уже издох...нужен-не нужен, жив-не жив, а отдариваться пришлось. Однако менее всего конунг Хрольв Жердинка был скуп, и на дар формально мог ответить подарком ещё и подороже - в золоте. Тем более, человеку, уже оказавшему витязям услугу неплохим советом. Даже если это был бы металлолом из крестьянского сундука. Хоть и вряд ли владыка Валхаллы стал бы предлагать дешёвку. А вот если глаза отвели лишь дружине (собственно, судя по сагам, всех одноглазых в Скандинавии должны были обходить десятой дорогой...так, на всякий случай), а конунг Хрольв понял кто ему предлагает подарок... Дары Одина верно служили владельцам - до определённого момента. Подвела неуязвимость Фрамара в поединке с Кетилем (как знак, что Один отказывает Фрамару в покровительстве - прилетел орёл, и сорвал с него одежду, "Сага о Кетиле Лососе"), сам Один лично в свой срок сломал меч, дарованный Сигмунду Вёлсунгу (и перекованный Грамм не помог его потомку)...
Возможно, Хёльги хотел избежать подобной судьбы, не принять дара, не быть обязанным, не ждать, что одна из битв станет последней. Возможно. Косвенно это подтверждается тем, что конунг словам Бёдвара ("подозреваю, что мы поступили не очень мудро, отказавшись от того, что должны были принять, и мы, наверное, отказались от победы.") не удивился, лишь подтвердил их ( "я подозреваю то же самое, ибо это был, наверное, старый Один, и человек этот, и вправду, был одноглаз."
).
Ещё одна попытка переиграть судьбу. Итот же Бёдвар предложил неординарный выход: сидеть тихо дома и в драки не лезть. Видимо, конунга Медвежонок любил, но тактику выбралсамую проигрышную с сотворения мира, ибо война тогда приходит сама. Так оно и вышло, и возможно, зря конунг потом утверждал, что теперь "Один прячется среди наших врагов". Достаточно было одной обиженной дочки с большим войском.
В итоге отказаться не получилось, только подарок заставили принять не на своих условиях, и как бы не в худшем варианте... А судьба это (то есть причинно-следственная связь для ставшего воином и вождём в этом мире) или коварство богов...кто разберёт.
Осталось дождаться полного перевода саги, уточнить подробности...сколько же лет выиграл конунг, сидя в легендарном Лейре, который сейчас успешно раскапывают (именно там нашли фигурку Одина, оказавшуюся в итоге изображением Фригг. Или Фрейи.). Так что - удачи переводчику!)
Об инициациях и подарках.
Тим свет Стридманн выложил перевод нового кусочка "Саги о Хрольве Жердинке" - "Об Адильсе, конунге Уппсалы, и походе в Швецию конунга Хрольва и его витязей". Интересна эта сага многими деталями (и тем, что в неё за идеями Пол Андерсен моего любимого периода лазил - тоже!). И в частности, именно в ней содержатся два из четырёх случаев, что помню вообще, связанных с инициативными практиками, в военных то ли ещё германских, то ли уже скандинавских мужских союзах. Лишь отголоски: не более чем о славянских инициациях рассказывают эпизоды визита героев к Бабе Яге (избушка с черепами в чащобе, то вопросы каверзные, то попытка скушать или в печь затолкать, то служба невыполнимая, то дары сверх меры) - что-то было, но лес сей тёмен. Но мы ж народ непривередливый (а и привередливый - так всё равно больше не дадут).
читать дальше
читать дальше