Вернулась благополучно, относительно живая, с ворохом впечатлений и крупицей опыта. В основном касающегося поиска хостелов в Нижнем (где нумерация домов подразумевает добавление букв алфавита...и необязательно по порядку: 15a, 15б,15д...в количестве «сколько из азбуки вспомним»).
читать дальше И — не первый раз — повторила ошибку с раскладом. Не кинуть руны перед неизвестной дорогой не могла ж, само собой.)) Выпало оптимистическое: Ehwaz-Thurizas (перевёрнутое)-Hagalaz. Как человек, последние два года тупо продавливавший лбом стены УФМС и едущий дооформлять бумаги, подумала, разумеется про очередной выверт бюрократии, уже Ветлужской. То ли штрафанут, то ли не сделают, то ли не сделают в срок...
В итоге: отъезжаем из Москвы в предгрозье, во Владимире молнии сверкают от горизонта до горизонта и начинается ливень стеной...а в Дзержинске выясняется, что впереди какая-то авария, и мы стоим уже три часа. Можно (и нужно) было соскочить с поезда и организованными РЖД (тут надо отдать Дороге должное, всё оперативно) автобусами добираться до Нижнего, а далее — Урень и пр. Но последнюю неделю перед отпуском недосып достиг размеров катастрофических, проводник полагал, что задержка ещё часа на три...в общем, завалилась спать на освободившуюся полку. В результате поезд погнали через Муром и Арзамас, задержка вышла часов 15, и в Урень немногие досидевшие попали в 10 вечера. А по пути выяснилось, что, если проводник не преувеличил, тем поездом, который должен был проехать первым над размытыми заводским коллектором путями был как раз наш. Но из-за грозы и слабой видимости машинист притормаживал, опоздав на час, и восемь перевернувшихся на окраине Дзержинска вагонов в итоге принадлежали товарняку. Обошлось, по счастью, без жертв, хоть там и была каустическая сода. А я стала должницей Тора (в очередной раз).
То, что семья по бабушке у меня из этих краёв, почувствовала ещё в поезде. Люди более открытые, чем в любом из мест, где жила (кроме Севастополя, пожалуй), и более бесцеремонные, реверс той же монеты. С одной стороны — приятное чувство узнавания (всё-таки то, что было нормой в детстве, «самым нормальным» и остаётся), с другой — понимание, что я-то правилам общежития слегка не соответствую. Львов меня здорово «приморозил»...вдобавок к общей интровертности. Но, кстати, именно благодаря одной энергичной и уверенной в себе ветлужанке и нагруженная бабушка с поезда нашла, где в Урене переночевать до автобуса, и я была впихнута в машину несопротивляющихся знакомых и высажена в полночной Ветлуге у гостиницы...бесцеремонно? зато дело сделано (и моя мысленная благодарность той, чьего имени так и не узнала).
Ветлуга мила, деревянные домики, особенно цельно-бревенчатые, необшитые, к ним резные наличники и фигурные навершия на дымоходах. Слишком зависит от леса и лесопилок, где, как всегда в экономике, всё непросто и очень не просто (что успели обсудить с народом). Но для тех, кому не нужны ритм, развлечения, и (непосредственно здесь) зарабатывать на жизнь — отдых был бы отличным.
А в Волынцах — идеальным. Река Вол, на которую жаловались, что она обмелела, оказалась не хуже Протвы, но гораздо чище, берега — луга в медунице и иван-чае, начавшие порастать сосняком с одной стороны, и сосново-берёзовый лес (первый раз такое сочетание вижу) с другой. Сосны высокие, корабельные, напомнили рижские, и под ними, как и там, черничник и земляника...понятно, почему бабушка так любила Юрмалу. При этом комары непуганые-нетравленые и химии боятся (в Обнинске съедят вместе с аэрозолью, проверено!). Да, там, откуда уходят люди, становится красиво: раньше луга были полем и сенокосом, а за тётушкиной халупкой видны заброшенные руины примерно десятка коровников. На улочке, где стоит эта экс-баня, а ныне «жилое строение», лишь в двух домах семьи обитают постоянно, в остальных — приезжают на лето. Увидела место, где был дом прадедушки и берёзу, предположительно одну из тех, которые он высаживал за каждую дочку (и если это младшая— бабушкина — то ей уже более ста лет...а вдруг и правда — та? Дом-то давно разобран и живут в новом другие люди). Сами Волынцы — результат объединения нескольких деревень, в названиях сторон их ещё помнят: Мясиха, село Архангельское (по церкви) и т.д. Кстати, считается, что названия, оканчивающиеся на -ха основаны выходцами из Владимирско-Суздальского княжества, бежавшими на марийские земли от татар, а с суффиксом -он/-ин - Псковско-Новгородскими переселенцами в 16-17вв. (от Ивана свет Васильевича). Сейчас всё давно перемешано. Нашла на кладбище и могилы семьи, фамилия прадеда пресеклась на дочерях и внучках, остался только мой ник вКонтакте. Теперь на будущий год забота о табличках на мне. Не проблема сделать, проблема довезти-установить.
Нижний Новгород, место слегка безалаберное, отнюдь не идеальное, местами облупленное и базарное (от знаменитой ярмарки, что ли?) при въезде напомнило вновь о юге: тополя и колонны под классику. Т.е. вполне попало под моё представление об уютном городе. Где можно скептически относиться к светофорам и покупать всякую бытовую фигню прямо на улицах. Где гостей у вокзала встречают настолько уродливые скульптуры, да ещё и позолоченные, что становится сразу весело. От безалаберности правильный и любящий внешний ордунг Обнинск меня успел отучить (в т.ч. и штрафом за незамеченный светофор, было дело). Встретила воскресный закат на реке (место слияния Оки и Волги, ощутимо), восхитилась танцами на набережной (на сто метров были рок, что-то в индийских костюмах в духе «харе-харе», и зажигательная дискотека 80х...уже ретро, но ребята отплясывали лихо. А на следующий день запропала в Кремле, от которого вся жизнь старого города и отталкивалась. Моё громадное восхищением реставраторами (1949-81 годы, титаническая работа как по установлению облика, так и по воссозданию) — и реконструкторами. Тульский клуб представлял выставку одежды и вооружения 13-16вв., Русь и противники (Тевтонский орден, татары Куликова поля, поляки Смуты), работа и мастерство колоссальные. Между прочим, две башни Кремля отданы под клубы местных реконов, можно лишь поздравить «Шторм» (специализация - Северная Русь,Скандинавия, Балтика) с немаленьким приобретением. Целая Коромысловская башня. Полдня в Кремле, обзорная экскурсия, где, как ни странно, Минин не был центральной фигурой, имя Ираида как норма, а не экзотика, отползание сперва на Чкаловскую лестницу, затем по террасам до хостела и до поезда уже на последнем издыхании... А думала — не моя эпоха, всё историческое осталось века с 15го и, кроме Кремля, сугубо купеческое (город-то основан в 1221г., но ничего не сохранилось). В общем, довольна очень.
...Да, искомый (и весьма условного содержания) штампик в паспорте был оформлен за полдня и один штраф, причём штраф за не сделанную работу Обнинского паспортного стола. Была уже на всё согласная.))
...А планшет для таких поездок рано или поздно придётся заводить. Скорее поздно, но куда деться. Сеть, тексты, расписание, инфа про аварии, фотографии.
"Град" как погода, Волынцы как историческая родина, Нижегородский Кремль как радость.
Вернулась благополучно, относительно живая, с ворохом впечатлений и крупицей опыта. В основном касающегося поиска хостелов в Нижнем (где нумерация домов подразумевает добавление букв алфавита...и необязательно по порядку: 15a, 15б,15д...в количестве «сколько из азбуки вспомним»).
читать дальше
читать дальше