Неплохой сегодня микс получился.
Nefer_Ra,
"Кукловоды"Темная сторона, который вы так боитесь, дает самую опасную иллюзию – свободы. Только вот тот, кто думает, что не придется нести ответственность за свои решения – обречен.
- А тот, кто готов? – тихо спросил Кеноби, уже зная ответ.
- Становится лордом ситхов.(с)
И, совсем с другой стороны...которую никто не упрекнёт в нереальности.
А.Гуревич,
"Начало феодализма в Европе", гл.3Свобода в средневековом обществе — это не независимость, не самоопределение. «Иметь сеньора нисколько не противоречило свободе». Быть свободным не значит ничему и никому не подчиняться. Напротив, чем свободнее человек, тем в большей мере он подчинен закону, обычаю, традиционным нормам поведения. читать дальшеДействительно, раб не подчинен закону, тогда как свободный человек обязан ему повиноваться. В «Саге об Олафе Святом» Снорри Стурлусон рассказывает о том, что король Норвегии запретил вывоз зерна из одной области страны в другую. Знатный человек Асбьярн, нуждавшийся в зерне, приехал к своему знатному родичу Эрлингу с просьбой продать ему зерно. Тот отвечал, что не может этого сделать, так как король запретил торговлю зерном, и не принято, чтобы слово коро ля нарушалось. Но Эрлинг предложил выход: «Мне кажется, мои рабы должны иметь зерно, так что ты можешь купить сколько нужно. Они ведь не состоят в законе или праве страны с другими людьми» . Здесь отчетливо проявляется средневековое сознание того, что закон — это связь людей (связь как объединение и как ограничение); закон существует, однако, не для всех; несвободные не связаны его предписаниями, тогда как для свободных и тем более для знатных они обязательны. Оказывается, то, что не положено делать свободному, может безнаказанно совершить несвободный. Можно говорить о «свободной несвободе» и, соответственно, о «не свободной свободе» в средние века.
Рыцарь, дворянин свободнее крестьянина, простолюдина. Но эта свобода благородного выражается не только в обладании привилегиями, которых лишен неблагородный, но и в необходимости подчиняться целой системе правил и ограничений, ригористичных предписаний этикета, не имеющих силы для простых людей. Свобода состоит, следовательно, не в своеволии или беззаконии и не в облегчении строгости закона. Свобода состоит в добровольности принятия на себя обязательства исполнять закон, в сознательности следования его нормам. Рыцарь или священник свободно, по доброй воле вступает в отношения с сеньором или с церковью, принимая на себя определенные обязательства. Всякий раз принятие этих обязательств облекается в форму индивидуального акта: омажа, присяги, заключения договора, посвящения, пострижения, сопровождающихся публичной церемонией. Наоборот, несвобода серва, или, что то же самое, «свобода» его от закона — недобровольна: она унаследована от предков, ибо он несвободен «по крови», от рождения, он серв уже в утробе матери, и выбора ему не предоставлено. Серв живет не по своей воле и не по закону, а по воле господина. Здесь действует произвол, но не закон. (с)Кстати, по законам раннего средневековья за проступок раба-трэля спрашивали с хозяина, хотя сам раб тоже мог быть подвергнут материальному и/или телесному наказанию (не обладая правами свободного человека, рабы тем не менее могли иметь деньги, владели собственностью, разбогатев, могли и выкупиться). Тут Эрлинг несколько слукавил... и конунг вскорости ему это объяснил. С другой стороны, с трэлем можно было поступить как угодно, правого спроса не было, максимум - общественное неодобрение.
Так что помянутая "свобода несвободного" - свобода кошки или ребенка. Свобода существа неполноправного, в чем-то неполноценного и (по определению и умолчанию) не способного нести полную отвественность за свои поступки.
И до кучи мелькнула во френдленте цитата, видимо, из В.Камши - о мире,
где слабым можно всё, а сильным ничего (от
Алькор). Это, правда, для рассматриваемой ситуации уже перебор. Не так хорошо было скандинавским трэлям, и совсем не так плохо - ситхийским лордам.