Есть в немалом корпусе старшерунических надписей весьма интересная группа, а именно - надписи с упоминанием эрилей. "Эрили" слово, вероятно, родственное позднейшим "ярл" и "эрл", и возводится обычно к названию восточно-германского племени герулов, С происхождением слова, как и с особыми успехами герулов в рунике, как водится, не все согласны (против E. Elgqvist , и очень-очень осторожен Э.Макаев). Есть так же версия, что имя герулов потеряло связь с названием народности, а стало нарицательным социальным термином для привелегированной касты, а то и воинского союза.
читать дальше
Но, в любом случае, означает слово Erilaz германского мастера рун("z" и "R" в транслитерации руники и древнегерманского указывают на примерно один и тот же звук, эволюционировавший от [з] в древнегерманском к [рь] в старосеверном)
Вообще, все старшерунические рунические надписи можно весьма приблизительно разделить на:
- поминальные ("такой-то поставил камень по такому-то");
- именные (имя на предмете или камне. либо же формула "я, такой-то". Может означать и владельца, и мастера);
-авторские ремесленные ("такой-то сделал вещь", легко может совпадать по вкладываемому смыслу с предыдущим);
-авторские рунические(я или такой-то руны начертал/освятил/вырезал - указывается не изготовленный предмет (или не только предмет/камень), но именно руны);
- "эрильские" (с формулой "я эриль") ;
-разное (от бытовых записей до, возможно, магических комбинаций рун, сакральных слов вроде ALU и. т.д.). По понятным причинам, многие надписи попадают одновременно в категории "эрильских", авторских рунических, и в них же могут присутствовать элементы из "разного" (есть нечитаемые, возможно магические, комбинации рун, сакральные слова и т.д.). Притом и с формулой "вырезал руны" ("авторские рунические") встречаются (предполагаемые) заклинания или сакрального слова, т.е. их авторов можно с некоторой долей уверенности занести не в грамотные ремесленники, а в мастера магии. И среди надписей поминальных встречаются полноценные заклятия - обереги от возвращения умерших и грабителей могил (знаменитый Эгьюмский камень (Eggjum,ок.700г.), камень из Бьёркеторпа (Bjorketorp, 2я половина 7в.)
На брактеате (украшении-медальоне, распространённые у германцев в эпоху переселения народов), копье или камне с заклинательной формулой (или хотя бы продолжением текста) надпись - "сделал такой-то, эриль" может быть и знаком гордости Мастера своим трудом.
Но писали и просто на камне или предмете "я такой-то эриль руны вырезал" (почти "здесь был вася" - тоже самоутверждение). Предполагается, поскольку письменность была уделом немногих избранных, то сам факт её применения был сакральным и возвышал режущего руны. Как писала Топорова Т.В. в "О позиции глагола в старших рунических надписях":
"мы имеем дело с сообщением, посылаемым исполнителем надписи (руническим мастером или самим заказчиком), и высшей инстанцией — божеством, цель которого — заявить о своем существовании, продемонстрировать умение владеть руническими знаками и тем самым свою причастность к сфере сакрального."(с)(Да, да, да. Как обычно, не все рунологи согласны!)
Но, кажется мне, есть ещё один момент. Прочесть именную запись мог тоже лишь знающий. А имена в "эрильских" надписях - чаще выглядят одновременно и характеристиками, напоминая принятые имена силы, профессионально-магические - Хитроумный, Ворон (птица Водана), Быстрый, Последователь... (И заметили этот факт задолго до меня, само собой; даже не знаю, кто первым. Ради справедливости, надо добавить что значащие имена встречались у германцев не реже, чем у славян. Но дважды в надписи называется и имя, и прозвище, да и Хитроумным себя любому многознатцу считать приятно).
Коли текст написанный был в чем-то священен, становился заклятием, то принятое имя как бы воплощалось в этом мире дополнительно, становилось не просто именем - действенным пожеланием, которое неизбежно исполнится. Такое логично совершать впервые, только приняв новое имя. Имя же, как правило, дается/берётся по завершении ученичества. Тогда, когда выучены руны, ученик узнал "как резать, как взывать, как окрашивать". И экзамен (или первая самостоятельная работа) одновременно становится утверждением себя. Я - эриль.
Это, конечно, абсолютно бездоказательно, о системе обучения ни у германцев, ни даже много позднее, в эпоху викингов, неизвестно практически ничего (пара намёков-упоминаний в сагах о семейном характере знаний, и об ученичестве у мудрых женщин). Даже наоборот, проскальзывает мысль, что выдающийся человек может освоить любое дело сам, без наставника, но с вдохновителем, делящимся способностями или Удачей - будь то ювелирное дело из "Пряди о Хрейдаре" или скальдическое искусство из "Пряди о Торлейве Ярловом скальде".
Но тем не менее, почему-то мне такая картина утверждения мастеров рун не кажется невероятной. Как автору, надо полагать. Кстати, родилась она во время вовремя остановленного холивара на форуме. Истина в спорах не рождается, зато рождаются идеи. Ну и синяки, само собой.
Собственно, надписи с упоминанием эрилей не так уж и многочисленны (как обычно - по-дайриковски - th - Thurisaz, ї -Еihwaz, пробелы вставлены для читабельности):
1.ek erilaR (фибула из Братсберга (Bratsberg), ок.500г.)
Я, эриль
2.ek irilaR hRoRaR hRoReR orte that aRina ut a laufu.dR // rmthї (камень из Стаб (Stab), 2-я половина 6в.)
Я эриль Хрор (Быстрый, Быстро-двигающийся) сын Хрора сделал эти руны снаружи камня для Олафа...Конец надписи однозначно не интерпретируется (по Краузе - rm=runoR marki- "руны пометил")
3.ek erilaR ubaR h(a)ite harabanaR hait(e) runoR waritu (Камень из Ерсберга (Jarsberg), 2-я половина 6в.))
Я эриль Драчливым (букв.- встающим перед лицом агрессии) зовусь Вороном зовусь руны написал
4.ek erilaR asugisalas muha haite.gagaga ginu-ga.he///lija///hagala wiju bi g(Древко копья из Крагегуля (Kragehul), начало 6-го века)
Я эриль Асугисль (Заложник Асов) Муха (последователь) зовусь...(три вязи Gibo Ansuz) магия шлеморазбивающая(he///lija=helmet-talija) я освящаю к Gebo (конец строки чуть упрощён в переводе)
5.ek erilaR sa wilagaR ha(i)teka....(на второй строне отдельные руны
aaaaaaaa RRR nnn[n] bmu ttt : alu, костяной амулет из Линдхольма (Lindholm), 1-я половина 6в.)
Я эриль Вилагар (Искусный, Хитроумный) зовусь...
6.ek wagigaR irilaR agilamu(n)don(Камень из Росселанда (Rosseland), середин 5в.)
Я Вагига (Находящий свой путь внутри или же Активный) эриль (из или сын) Агиломундо...
7.ek irilaR wiwila (на скале Веблунгcнеса (Veblungsnes), ок.500г.)
Я эриль Вивила (Малый слуга)
8-9.uuigaR eerilaR f[a]hidu uuiland (брактеаты Вёсби (Vasby) и Ёскатроп (Askatrop),ок. 500-550гг.)
Вигар (боец, воин) я эриль нарисовал(написал, окрасил) произведение (точнее - работу искусства)
9 "эрильских" надписей на 127 просмотренных - не слишком много. "Авторских рунических" в том же массиве примерно 11 (смотря как считать и как читать надписи). 7% и около 8-10% соответственно. Что ни о чём не свидетельствует тоже.
читать дальше
Но, в любом случае, означает слово Erilaz германского мастера рун("z" и "R" в транслитерации руники и древнегерманского указывают на примерно один и тот же звук, эволюционировавший от [з] в древнегерманском к [рь] в старосеверном)
Вообще, все старшерунические рунические надписи можно весьма приблизительно разделить на:
- поминальные ("такой-то поставил камень по такому-то");
- именные (имя на предмете или камне. либо же формула "я, такой-то". Может означать и владельца, и мастера);
-авторские ремесленные ("такой-то сделал вещь", легко может совпадать по вкладываемому смыслу с предыдущим);
-авторские рунические(я или такой-то руны начертал/освятил/вырезал - указывается не изготовленный предмет (или не только предмет/камень), но именно руны);
- "эрильские" (с формулой "я эриль") ;
-разное (от бытовых записей до, возможно, магических комбинаций рун, сакральных слов вроде ALU и. т.д.). По понятным причинам, многие надписи попадают одновременно в категории "эрильских", авторских рунических, и в них же могут присутствовать элементы из "разного" (есть нечитаемые, возможно магические, комбинации рун, сакральные слова и т.д.). Притом и с формулой "вырезал руны" ("авторские рунические") встречаются (предполагаемые) заклинания или сакрального слова, т.е. их авторов можно с некоторой долей уверенности занести не в грамотные ремесленники, а в мастера магии. И среди надписей поминальных встречаются полноценные заклятия - обереги от возвращения умерших и грабителей могил (знаменитый Эгьюмский камень (Eggjum,ок.700г.), камень из Бьёркеторпа (Bjorketorp, 2я половина 7в.)
На брактеате (украшении-медальоне, распространённые у германцев в эпоху переселения народов), копье или камне с заклинательной формулой (или хотя бы продолжением текста) надпись - "сделал такой-то, эриль" может быть и знаком гордости Мастера своим трудом.

Но писали и просто на камне или предмете "я такой-то эриль руны вырезал" (почти "здесь был вася" - тоже самоутверждение). Предполагается, поскольку письменность была уделом немногих избранных, то сам факт её применения был сакральным и возвышал режущего руны. Как писала Топорова Т.В. в "О позиции глагола в старших рунических надписях":
"мы имеем дело с сообщением, посылаемым исполнителем надписи (руническим мастером или самим заказчиком), и высшей инстанцией — божеством, цель которого — заявить о своем существовании, продемонстрировать умение владеть руническими знаками и тем самым свою причастность к сфере сакрального."(с)(Да, да, да. Как обычно, не все рунологи согласны!)
Но, кажется мне, есть ещё один момент. Прочесть именную запись мог тоже лишь знающий. А имена в "эрильских" надписях - чаще выглядят одновременно и характеристиками, напоминая принятые имена силы, профессионально-магические - Хитроумный, Ворон (птица Водана), Быстрый, Последователь... (И заметили этот факт задолго до меня, само собой; даже не знаю, кто первым. Ради справедливости, надо добавить что значащие имена встречались у германцев не реже, чем у славян. Но дважды в надписи называется и имя, и прозвище, да и Хитроумным себя любому многознатцу считать приятно).
Коли текст написанный был в чем-то священен, становился заклятием, то принятое имя как бы воплощалось в этом мире дополнительно, становилось не просто именем - действенным пожеланием, которое неизбежно исполнится. Такое логично совершать впервые, только приняв новое имя. Имя же, как правило, дается/берётся по завершении ученичества. Тогда, когда выучены руны, ученик узнал "как резать, как взывать, как окрашивать". И экзамен (или первая самостоятельная работа) одновременно становится утверждением себя. Я - эриль.
Это, конечно, абсолютно бездоказательно, о системе обучения ни у германцев, ни даже много позднее, в эпоху викингов, неизвестно практически ничего (пара намёков-упоминаний в сагах о семейном характере знаний, и об ученичестве у мудрых женщин). Даже наоборот, проскальзывает мысль, что выдающийся человек может освоить любое дело сам, без наставника, но с вдохновителем, делящимся способностями или Удачей - будь то ювелирное дело из "Пряди о Хрейдаре" или скальдическое искусство из "Пряди о Торлейве Ярловом скальде".
Но тем не менее, почему-то мне такая картина утверждения мастеров рун не кажется невероятной. Как автору, надо полагать. Кстати, родилась она во время вовремя остановленного холивара на форуме. Истина в спорах не рождается, зато рождаются идеи. Ну и синяки, само собой.

Собственно, надписи с упоминанием эрилей не так уж и многочисленны (как обычно - по-дайриковски - th - Thurisaz, ї -Еihwaz, пробелы вставлены для читабельности):
1.ek erilaR (фибула из Братсберга (Bratsberg), ок.500г.)
Я, эриль
2.ek irilaR hRoRaR hRoReR orte that aRina ut a laufu.dR // rmthї (камень из Стаб (Stab), 2-я половина 6в.)
Я эриль Хрор (Быстрый, Быстро-двигающийся) сын Хрора сделал эти руны снаружи камня для Олафа...Конец надписи однозначно не интерпретируется (по Краузе - rm=runoR marki- "руны пометил")
3.ek erilaR ubaR h(a)ite harabanaR hait(e) runoR waritu (Камень из Ерсберга (Jarsberg), 2-я половина 6в.))
Я эриль Драчливым (букв.- встающим перед лицом агрессии) зовусь Вороном зовусь руны написал
4.ek erilaR asugisalas muha haite.gagaga ginu-ga.he///lija///hagala wiju bi g(Древко копья из Крагегуля (Kragehul), начало 6-го века)
Я эриль Асугисль (Заложник Асов) Муха (последователь) зовусь...(три вязи Gibo Ansuz) магия шлеморазбивающая(he///lija=helmet-talija) я освящаю к Gebo (конец строки чуть упрощён в переводе)
5.ek erilaR sa wilagaR ha(i)teka....(на второй строне отдельные руны
aaaaaaaa RRR nnn[n] bmu ttt : alu, костяной амулет из Линдхольма (Lindholm), 1-я половина 6в.)
Я эриль Вилагар (Искусный, Хитроумный) зовусь...
6.ek wagigaR irilaR agilamu(n)don(Камень из Росселанда (Rosseland), середин 5в.)
Я Вагига (Находящий свой путь внутри или же Активный) эриль (из или сын) Агиломундо...
7.ek irilaR wiwila (на скале Веблунгcнеса (Veblungsnes), ок.500г.)
Я эриль Вивила (Малый слуга)
8-9.uuigaR eerilaR f[a]hidu uuiland (брактеаты Вёсби (Vasby) и Ёскатроп (Askatrop),ок. 500-550гг.)
Вигар (боец, воин) я эриль нарисовал(написал, окрасил) произведение (точнее - работу искусства)
9 "эрильских" надписей на 127 просмотренных - не слишком много. "Авторских рунических" в том же массиве примерно 11 (смотря как считать и как читать надписи). 7% и около 8-10% соответственно. Что ни о чём не свидетельствует тоже.
