К
не самой продуктивной дискуссии про условия существования сакральной Традиции в журнале А.Платова.
Трёп, фактически, повторение сказанного
Непрерывность передачи всех форм сакрального знания, безусловно, нарушена. В целом, кому повезло с исключениями в жизни - тому именно что повезло, очень, вплоть до скептицизма мне подобных.
Одной урбанизации (и атомизации семьи как следствия) для проблем хватило бы с лихвой, а факторов много больше. Но что-то ушло, что-то пришло: культура передачи живого (=пережитого) знания в упадке, но зато значительно глубже море информационное, и в нём плавает в том числе та самая рыба - способы получения предметного знания в противовес книжному. Было бы желание с интуициией (шума в том информационном море 99%). Конечно, аутентичность полученного, даже если это суровые отчёты этнографических экспедиций, можно оспаривать. Интерпретация исследователя, умение в упор не воспринять непонятное и не вписывающееся в концепцию ("Все мифы погодые явления. И точка", "Нет, это базовые архетипы", "Нет,это отражение социализации" и т.д.). Да просто не пустили дурака куда не надо. В утешение, картина, пусть мозаичная, в нашем распоряжении много шире, не одно село, не одна страна, даже не одна Традиция. Хоть это и порождает регулярно монстриков в духе рунической "И-Цзин", "пятой северной стихии", привязки асов к знакам Зодиака и пр., зато позволяет дополнить потерянное, особенно в смысле методов.
Собственно, основной мой посыл - что Традиция сегодня является целеполагающей, целеуказующей, ориентиром и критерием допустимого одновременно. А вот способы достижения поставленных задач - исходя из возможного, наличного и доступного. Няня скальда Эгиля, что был сыном лысого Грима, не оставила мемуаров, как и сам Грим-полуоборотень, Эгиль же не оставил учеников. Но от них и культуры их века мы знаем о сути понятия odr (wod), равно переводимого и как вдохновение, и как ярость. Мерлина с Талиесином тоже не спросишь, отчего Кухулина корёжило (вежливо - наступало "чудесное искажение" облика в бою). Но сами способы достижения "вскипания духа" (тапаса, подъёма ци (или как там его, не помню), разгонки психики) более или менее известны. Так ищем дар Одина как можем (именно его. Не тапас или там энергию кундалини - близость понятий не есть взаимозаменимость, слова рисуют картину мира, а она в разных Традициях всё-таки не совпадает) - или страдаем по аутентичным "от фиорда и филида" инструкциям?
...В общем, доехать можно. А шашечки оформим.
@темы:
Северная Традиция,
язычество,
трёп
Иными словами, если Кухулина корежит так же, как корежило берсерков.
А если нет? А если иначе?
А пост Платова - бред. Даже комментировать у него не стал. Чего стоит хотя бы это:
"Либо – все, что она сможет предложить людям, останется простейшими магическими навыками (сиддхи, как сказали бы древние индусы, или умением метать файерболы, как сказал бы современный геймер) – а при отсутствии ощущения Пути подобные штуки быстро наскучивают."
Вы это "наскучивает" скажите исландскому рыбаку, который без заклятия рыбы не надеется поймать. Или пастуху, у которого всех овец лис покусал.
"Наскучить" оно может, простите, только если это и впрямь геймерство и дурь от нечего делать.
Ну, с Платовым давно все ясно, но Вы-то...
Ну, с Платовым давно все ясно, но Вы-то...(с)
Столь грубая манипуляция вызывает сильное желание предпочесть искренность вежливости, знаете ли. Не сомневаюсь, Вы в курсе, что сделал в жизни вообще, и для Традиции в частности, А.В.Платов. Остается понять, какие есть основания считать дурой меня.
Ладно, ради интересной темы - проехали.
...только при одном-единственном условии - если все традиции в основе тождественны.
Иными словами, если Кухулина корежит так же, как корежило берсерков.(с)
И ирладцы, и норвежцы, и современники принадлежат к одному биологическому виду. Что уже накладывает ограничения на варианты. "Корёжило", думается, слегка по разному - как северный шаман увидит в трансе не то, что австралийский. И войдёт в него с бубном, а не с трещоткой. А вот альфа-ритм обоих в таком состоянии сходен.
Зная цель, зная обрывки сведений о средствах и результатах, зная что-то о жизни там - и об общей картине мира эпохи - работать уже можно, имхо. Даже если способы вхождения в пророческий транс (для примера) - не аутентичная песнь Гудрид, а, о ужас, какой-нибудь викинг-фолк. И используется не помост для сейда, а всего лишь стул и общее представление, зачем помост протагонистам был нужен.
Не говорю, что все легко и все восполнимо. Посыл был один - с горя не вешаться.
И не будь языческая Традиция прервана, внешние влияния и заимствования она бы испытала все равно, (хоть это уже и АИ, конечно.)
Вы это "наскучивает" скажите исландскому рыбаку, который без заклятия рыбы не надеется поймать. Или пастуху, у которого всех овец лис покусал.
"Наскучить" оно может, простите, только если это и впрямь геймерство и дурь от нечего делать.(с)
Пассаж дневниковый, а не из програмной монографии, и , насколько я поняла, речь тут всё же не о них - о нас. Кстати, _те_ ребята прекрасно и рыбу умели ловить, и лисиц гонять экзотерическими методами, без колдунствва.
А заменить "наскучивают" на "вырождаются в суеверия" - и вся история поздних исландских практик в одной фразе выйдет.