Мидсаммер - Купала. Фрейфакси/Ламмас - Зажинки. Урожай/Мабон - один из вариантов праздников урожайная праздников (сейчас -Таусень-который-сентябрьский, в противовес Таусню-сочельнику), Таусень соотносится частично и с Зимними Ночами, с ними же - Деды/Дзяды (особенно в версии Зимних Ночей-Самайна, с акцентом на почитание предков). Йоль - Коляда, Дистинг - Громница, а Остара соотносится и с Масленницей и с Красной горкой-закличками весны...
Рахманская пасха ("Рахманський Великдень", Переполовення, "Права середа", на Херсонщине - Навский Великдень) отмечалась на 4й неделе после Пасхи, в среду.
Рахмане/рахманы в поздних пересказах праведный народ где-то за краем мира, в истоке представления лежит образ мертвых, скорее не своих-предков, а именно навьев - покойников-вообще, не обязательно благожелательных.
читать дальше Представление бытовало у западных украинцев, белоруссов, молдаван, румын. Даже если название и выведено из "брахманов", это, кажется, такое же вторичное наслоение, как и их идеальное христианство... Ну, не верю я в такую общеарийскую память донашеэрную.
В этот день соблюдался строгий пост с утра до вечерней звезды, было запрещено работать, хотя одновременно можно было проводить ярмарки (на Гуцульщине, например, овечьи). После заката семья садилась за вечерю, на которой на всех делилось освященное крашенное яйцо и сохранённый с Пасхи-основной кулич, затем в воду кидали скорлупки, в некоторых районах кидали в воду и кости, и остатки пасхального угощения, заговаривая, что бы они доплыли до рахманов... Считалось, что к рахманам пожертвованное доплывает около Купалы (другой вариант - кидали скорлупу на Пасху, считалось, что лишенные письменности рахманы узнают о времени праздника именно на "Рахманський Великдень"). Так же в воду кидали иногда "яйца и кукурузу", зафиксиованы как редкий случай - васильки или венки, хотя уже в прошлом веке обычай явно забывался - "в цей день ніхто ничого не робить, але і не святкують". Даты по селам тоже назывались в 1990г. разные - 2 недели после Пасхи, 5 недель после, три недели до.
В.Стецюк (из чьей книги "Вій" и взяты сведения последнего абзаца) связывает Рахманскую Пасху с Русалочьей(Навской/Мертвецкой) Пасхой - четвергом Страстной недели: она также называлась иногда Рахманской, есть поверье о плаванье русалок в яичной скорлупе, связь русалок с навью (хоть некрещённыи детьми, хоть заложными - умершими неправильной смертью - покойниками) общеизвестна. Также с русалками связаны и 10 мая, и Семицкая неделя-Русалии (седьмая неделя после Пасхи), и сам праздник Купалы (считается, что часть обрядов и с Купалы и с Пасхи перешла на Троицу, кстати).
Еще один вариант, который сейчас сближают с Майскими - Радуница, сейчас отмечающаяся(или не отмечающаяся) на Фоминой неделе - неделе следующая за Пасхальной. Именно Радуницкая неделя начинается с Красной Горки, которая названа у Сахарова "первым весенним праздником на Руси", когда поют веснянки, зазывают весну, во время поминовения родителей катают по могилам красные яйца ("Сказания русского народа...") - то есть по смыслу и форме обрядность ближе к Остаре. Радуница связана с родными могилами ещё сильнее (обкладывание могил, изгнание смерти из села, угощение и те же яйца на могилах. Есть соблазн подумать, что Равноденствие связано больше с предками, а Майские - больше с навью, но данных всё же маловато. Да и Задушные поминки (предков, не русалок) тоже приходятся на Семик. Собственно, все славянсские праздники хоть где-то да связаны с почитанием предков. ) Поскольку в наше время Радуница приходится на апрель-май, то можно считать, что часть предполагаемой майской обрядности смешана и с обычаями Радуницы, но выделить что-то конкретное трудно - и связь с возвышенностями, и с первой зеленью характерна для всех весенних праздников.
О праздновании именно Мая у славян приводят материалы Д.Гаврилов, С.Ермаков ("Время богов и время людей"). Интересно, что Сахаров, чьи сведения больше связаны с центром, севером и востоком России подобного вроде не упоминает. А т.к. настоящая весна в северных краях наступает скорее к маю (тогда как на Зап.Украине к Остаре) вероятно такое же слияние праздников начала сезона и майских праздников, как и в Исландии. Авторы приводят цитату из Котлярчука о празднике Майского древа у белоруссов, с хороводами у украшеного лентами дерева...Однако это - цитата из книги 2001г. ("Праздничная культура России и Белоруссии в XVIIв.:официальные церемонии и крестьянская обрядность"), интеграция сейчас в моде, и далее сразу следует ссылка на Западную Европу, и, из славянских народов - на поляков, чехов, лужицких сербов. Так что нет уверенности, что речь не идет о форме, заимствованной с Запада в более позднее время (и всегда есть соблазн увидеть в первую очередь то, что хорошо ложится в теорию...) Компетенции судить у меня нет, но отыскать параллельное подтверждение было бы полезно и приятно.) Кстати, на Западной Украине, столько лет бывшей под поляками, обычая Майского Дерева/Шеста не было.
Итого, точный однозначный аналог Майскому дню у славян выделить непросто, подходящая летняя русальская/навская обрядность "размазана" между Пасхой (чья плавающая дата и сопутствующие передвижные посты, вероятно, немало внесли в искажение исходной картины) и днем Иоана Крестителя, заместившими древние языческие праздники, ориентированные изначально на Равноденствие (или начало лета) и Солнцестояние/Купалу. В отдельных западных областях славянского ареала (Зап. Украина, Белоруссия) середина промежутка - Рахманская Пасха, 25й день между астрономическими поворотными датами - могла бы быть одной из точек Колеса Года, славянским аналогом Вальборга и Майского дня. В других областях предполагаемый праздних слился с обрядами Радуницкой/Фоминой недели, Семика(Зеленой/Русальской недели) и собственно Купалы-Солнцестояния. Сохранившимся до нашего времени смыслом праздника оказывается связь с навью/почитанием некровных и, возможно, родных, умерших, с обрядностью молодой зелени, рощ, потоков и обращение к их духам.
В отличии от германского варианта Майского Дня, у славян, кажется, не наблюдалось тесной связи обрядности праздника (точнее - сохранившегося цикла праздников) с огнём (в отличае от Мидсаммера-Купалы-Солнцестояния), общинным действом (вроде Майского шествия) или с ухаживанием (выбор Майских Короля и Королевы, вручения веток любимым), даже если девичью завитую берёзку Русалий считать аналогом Майского дерева (хотя обряд в лесу, вероятно, связанный с возрасным переходом "в девушки" и вполне фаллический и украшенный всячески Шест, вокруг которого танцуют на площади, не очень похожи). Общими же оказываются связь с зелеными деревьями, водой (окунаемый в воду Майский Король), с Иным Миром (навки-русалки, рахмане-мёртвые, предки, разгулявшиеся духи всех мастей или слёт ведьм - не важно).
Впрочем, моя компетентность - штука ограниченная, "я не знаю" ещё не значит "не было"... Надо покопать матчасть тщательнее.
Upd. добавила про Радуницу и т.д.
UPD №2. Мнение автора ровно через год: все рассуждения выше - в топку.Чуть-чуть внимательности к материалу (и не лажать с арифметикой!!!) - и выходит
вот так.