
Цитаты. Много.
ТАК ДЕЛАЛИ БОГИ...
Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину,
в жертву себе же,
на дереве том,
чьи корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная их поднял —
и с древа рухнул. (с)
Старшая Эдда,Речи Высокого, 138-139
Двенадцатым я,
увидев на дереве
в петле повисшего,
так руны вырежу,
так их окрашу,
что он оживет
и беседовать будет. (с)
Старшая Эдда,Речи Высокого, 157
Один брал с собой голову Мимира, и она рассказывала ему многие вести из других миров, а иногда он вызывал мертвецов из земли или сидел под повешенными. Поэтому его называли владыкой мертвецов, или владыкой повешенных. (c)
Сага об Инглингах, 7
Снорри через двести лет после крещения Исландии уже пишет об асах как о выдающихся людях. Один в "Младшей Эдде" - предводитель своего племени, конунг и колдун, просто сильнейший из всех. Практически - вторая часть известнейшей фразы:
...ТЕПЕРЬ ТАК ПОСТУПАЮТ ЛЮДИ.
В Упсале (Швеция) в 10-11веках поступали, например, так:
Схолия 135.Свеоны, кроме того, имеют обычай каждые девять лет устраивать в Убсоле торжество, собирающее жителей всех областей страны. ... Вот как происходит жертвоприношение. Из всей живности мужского пола приносится девять голов: считается, что их кровь умилостивит богов. Тела же этих животных развешиваются в близлежащей роще. Эта роща священна для свеонов, потому что, согласно поверью, благодаря смерти и разложению жертв ее деревья становятся божественными. Один христианин рассказывал мне, что видел в этой роще висевшие вперемежку тела собак, лошадей и людей, общим числом 72. А о многочисленных нечестивых магических песнопениях, которые они обычно исполняют, совершая обряд жертвоприношения, лучше будет вообще умолчать.
[...]
Схолия 137. Пиры и подобные жертвоприношения происходят девять дней: каждый день вместе с животными приносится один человек, так что за девять дней приносятся 72 живых существа. Это жертвоприношение приурочивается к весеннему равноденствию. (c)
Адам Бременский. Деяния архиепископов Гамбургской Церкви, кн.4
Вообще-то, сведения уважаемого каноника и магистра-преподавателя свободных искусств мне очень хочется поделить - на всех повешеных животных разом. Как-то не принято было ресурсами разбрасываться на севере. Для священного пира (где Сильные - незримые участники, которых тем славят) коней заколоть - другое дело. Отправить к Связывающим преступника (то ли для перевоспитания, то ли просто на отработку) или вписать в эйнхерии вражеского конунга, принеся в жертву Владыке Павших - тоже дело, притом дважды полезное. Ещё, судя по некоторым эпизодам саг, сбрасывали животных в воду (Тору, Фрейру). По Ибн Фадлану клали часть туши перед идолами (правда, скандинавы или кто ещё - не ясно). Но что б собак на деревья...Максимум, что могу припомнить - в могилу с хозяином отправляли, для охоты после...
Сам Адам из Бремена Упсальского храма не видел, рассказывает о нём, как считается, со слов конунга Свейна (Свейна II Эстридсена, 1020-1074, правил с 1047г.), при чьем дворе жил одно время. Датский же конунг попал в Швецию в 6 лет, прожил там до 19, и при том был добрым христианином. "Деяния" же и вовсе писались целых 30 лет спустя (между 1072-76гг.). То, что запомнил юноша в непонятных обрядах (ну да, вид идола Фриккона, ещё бы!), что преувеличил, что из его рассказа выбрал хронист (писавший и о землях амазонок по соседству, и о песьеголовцах тоже)...Впрочем, лучших сведений у нас просто нет, так что мнение моё тут предельно малоценно.
Но речь не о том. Практика сидения/сна на курганах (где похоронены родичи илив просто выдающиеся люди) для обретения знания из Мира Мёртвых известна. ("Прядь о Торлейве Ярловом скальде", в которой пастух так обретает дар мёда поэзии, сюда же можно отнести предсказания умерших из раскрывшихся гор или могильных холмов). К мудрости мёртвых обращается Один, вызывая в Хельхейме из могилы провидицу ("...снег заносил меня, дождь заливал и роса покрывала - давно я мертва"). Свипдаг приходит к могиле свой матери Гроа за советом. Гуннар говорит о Гримхильд - "не роптала она на судьбу, как ты, не тревожила мертвых" (т.е. подразумевается, что Брюнхильд - тревожила). Сидение под повешенным (явно знакомое Снорри (пусть по слухам) как действительное занятие колдунов) - из того же ряда. Предки, просто приобщенные к Иному Миру - знают сокрытое, провидят судьбу, могут открывать тайны вопросившим. Личное же жертвоприношение же Отца Побед (или - многовековой способ приносить ему в жертву воинов, вешая и пронзая копьём, если угодно) освятило именно этот способ смерти, приобщив к сакральному, высшему (пусть даже, по свидетельству Тацита, так казнили германцы преступников (но - не опозоренных и не трусов: "предателей и перебежчиков они вешают на деревьях, трусов и оплошавших в бою, а также обесчестивших свое тело -- топят в грязи и болоте, забрасывая поверх валежником.", "О происхождении германцев...",12 )).
А вот что сохранилось в пересказе через поколения, от детей давно выросших - к малышам, ждущим сказку. Которая совсем не ложь, но изрядно перекрученая память. Впечатляющий антураж (ночь, виселица, вороны) остался прежним. Ещё видна вера в особое знание, доступное мёртвым, но Отец Повешенных, Многознающий с вещими предками позабыты. Фактически, умершые здесь отыгрывают роль болтливых птиц из других историй ( или из "Саги о Вёльсунгах"). Смутный отблеск - вот как-то так получали в древности ответы.
...перед лесом, на полянке, стояла виселица. Туда-то и привёл башмачник своего слепого спутника, покинул его около виселицы и пошёл своею дорогой. Измученный усталостью, болью и глодом, насчастный заснул и проспал всю ночь. Чуть утро забрезжилось, он проснулся, но не знал, где он лежит. А на виселице висели двое горемык, и у каждого на голове сидело по ворону. Вот и начал один из висельников говорить другому: "Брат мой, спишь ты или нет?" - "Нет, не сплю." - отвечал ему другой висельник."Так вот что я тебе скажу, - заговорил снова первый, - роса, которая нынешней ночью падала на нас с виселицы, обладает особой способностью - она возвращает зрение каждому, кто ею омоет глаза. Кабы это знали слепцы, так многие могли бы снова получить зрение, кому даже и в голову не приходило, что это возможно." (с)
"Два странника", братья Гримм
Правда, учитывая средневековые реалии вкупе с физическими - ох, не росу портной там собирал в платок, не росу...
«Удзиелла рассказывает об одном крестьянине, который закопал в саду веревку повешенного, чтобы протекающая мимо река не подмывала берега, а отступила бы дальше к полю. Всегда везет тому, кто носит при себе кусок шнурка, на котором кто-нибудь повесился. Если кабатчик хочет иметь хороший сбыт водки, то пусть положит в винную бочку нитку из одежды повешенного. Лукашевич сообщает, что в 1559 г. в Познани некая Anna Maciejowa Sieczezyna была наказана кнутом и изгнана из города за колдовство, между прочим, за то, что она провожала одну кабатчицу к виселице, чтобы добыть веревку, на которой незадолго до того был повешен преступник. Притягательную силу винной бочки крестьяне объясняют тем, что хозяин положил в нее веревку повешенного».(с)
Schiffer («Urquell», 1892 г., с.201)
(Народные суеверия в народной медицине и знахарстве)
Казалось бы, на том всему и закончиться. Мистерия перехода между мирами благополучно выродилась в суеверные практики... С ростом же цивилизованности (не той, что придумала электрический стул, но той, что научила людей негласно табуировать всё, со смертью связанное) и сами практики вымерли...
А вот и нет. Художественная литература не часто создаёт _настоящие_ мифы (уж куда реже, чем их пытаются написать!), зато иной раз оживают в ней интереснейшие модели мира. Такие, что взятое у мистики (практики, взглядов, общепринятого) может вернуться обратно сторицей. Не к авторам изначальным, так к про-читателям.

— Не знаю, — пожал плечами Уилар. — Никогда этим не занимался. Ведьмы ищут ингредиенты для своих зелий и снадобий; не хочу сказать о них ничего плохого, но я практикую иные методы. Мой опыт общения с повешенными не слишком велик, и уж конечно я не использую их как склад ингредиентов.
— Опыт общения? — переспросила Эльга, думая, что ослышалась.
Уилар кивнул.
— Они могут многое рассказать, если их попросить.
— Но они же мертвы!..
— Совершенно верно. Их основное достоинство состоит как раз в том, что они уже скончались. При жизни, как правило, это были довольно непривлекательные личности: воры, убийцы. насильники… После смерти от них гораздо больше пользы, чем до нее.
— Неужели мертвые могут разговаривать?!.
— Смотря кто будет спрашивать. — Уилар усмехнулся. — Впрочем, что касается того случая в Ярне, о котором я тебе рассказываю. меня интересовали не столько сами покойники, сколько та рыба, которую можно выловить с их помощью.
«Ярна? — подумала Эльга. — Там стоит один из крестиков на ею карте…»
Вслух она спросила:
— Что это за рыба?
— В древности существовали различные боги, которые вешали, обезглавливали, оскопляли самих себя, сдирали с себя кожу…
— Для чего?!!
— Чтобы приобрести мудрость. Совершая над собой все эти действия, они — в отличие от людей — не умирали, а переходили в иное качество. Вступая в противоречие с собственной природой, они искали способы выйти за ее пределы. Если ты обладаешь достаточным тэнгамом, достаточно и уверенностью и знаниями, достаточными для того, чтобы понимать язык этих богов, то, найдя людей, умерщвленных схожим способом, ты можешь удостоиться беседы с ними.
— Они… вселяются в покойников? — прошептала Эльга.
— Нет. Ты снова пытаешься все упорядочить. Никто ни в кого не вселяется. Вряд ли ты меня поймешь, но в не котором смысле покойники — это и есть те самые боги. Сам факт их необычной смерти сделал их таковыми.
— Они стали богами после смерти?
— Опять — нет. В данном случае я говорю не о личности казненных, а об их сущности. Эта сущность была подвергнута изменениям: живое стало мертвым. Сущность лишилась одних качеств, зато приобрела другие. Схожими качествами обладают и упомянутые мною боги, но при этом их качества более «первичны» по отношению к нам. Если снова вернуться к моему примеру с повешенными, то для того, чтобы такое общение состоялось, необходимо: приобретение покойником определенных качеств, вызванных самой спецификой казни (я лично воспринимаю казнь через повешенье как своего рода ритуал; мнение палачей и судьи на этот счет меня совершенно не интересует), мое собственное обращение к божеству, и его ответ. Три различных действия, соединенные вместе тэнгамом, разрушают Кельрион и собирают реальность заново, в том виде, к которой я стремлюсь.(c)
А.Смирнов. Чернокнижник.
Не обязательно Истина В Последней Инстанции. Но ведь очень-очень неплохо, разве нет?
P.S.Картина с Wodan's harrow, но сайт, увы, ныне недоступен, линка нет. Автор, кажется - Odindis (?).