Не анализ, лишь впечатление. Т.е. имха махровая.

Заговоры русские - очень красочные (причем буквально: солнце - красное, месяц - ясный, леса - темные, море - синее, свет - белый, трава -зелёная, камень - золотой, заря - алая), со множеством описаний и эпитетов, с подробными космогоническими картинами Латыря-камня в Море-Окияне, Девицы (Деда, Старухи) на престоле, во еловом лесу или за семью морями и т.д. читать дальше

@темы: фольклор, трёп

Комментарии
19.09.2011 в 23:31

я была бы верной/ и ждала бы вас /если бы не игорь/ если бы не стас © jordana
Менталитет. плюс географические особенности - мало места для жилья, малый урожай - они как-то приучали скандинавов к некой скупости и бережливости. Море прокормит - но на море опять же разнообразия красок не особо, да погода не располагала.
кстати, если присмотреться, содержание былин и подвигов наших и их разительно отличается. И общий настрой - тот же Рагнарек тоже не от хорошей жизни придумали)))
*как-то сумбурно. может потом выскажусь по-внятнее*
20.09.2011 в 09:28

Ellaahn версия хорошая.
Правда, жить на руском Севере где-нибудь в районе Архангельска или в Олонецкой губернии уж точно не легче. А именно там, на задворках сохранилось много архаичного и дивного. У скандинавов же - заковыристые декоративные стили, переплетённые драконы, "хватающие звери", на которых глаз сломишь. Да и скальды с их непростой поэтикой, хоть и придворные штучки, но жили где все - по фьордам.
Хотя опять-таки, для серьёзных рассуждений на тему надо поднимать кучу материала по регионам, свести в статистику и пр. (

А на счет былин и "Эдд"... в принципе, песни о героях сопоставить с нашим эпосом можно. Отсутствует мотив защиты страны (защищали _своё владение_. Орды на них не было!) и "веры христианския" (северяне не заморачивались), присутствует мотив обязательной мести (в былинах мстили, но между делом) и много сильнее мотив добычи (точно менталитет!). А вот погоня за честью и славой - примерно поровну.

Тоже очень богатая тема. Ведь песни Эдды записаны в 13-15вв., и на этом законсервированы, из живого исполнения (и постоянных в связи с этим изменений) они ушли. А былины, если не путаю, не ранее 18в. (19й...лень лезть в справочник), до того они жили и менялись. Т.е. на них наслоений много больше (взлетел змей Тугарин на бумажных крыльях...дельтапланерист :) ).

Мифологических же песен, увы, не сохранилось, сравнивать просто не с чем.
20.09.2011 в 13:48

It's a kind of magic
Tradis, у меня особенности вербального восприятия такие, что русские заговоры с их стилевыми особенностями не запоминаются вообще. ) То есть можно, конечно, но это круто извернуться надо. А скандинавские ложатся в голову нормально. И импровизировать в скандинавском ключе я могу, а в славянском - очень вряд ли.
Это я к тому, что люди, создавшие эту поэтику и эпос, вполне вероятно имели соответствующие различия в восприятии мира.
20.09.2011 в 19:00

Clair Argentis всё может быть)

импровизировать в скандинавском ключе я могу, а в славянском - очень вряд ли.(с)
Ну такое маловероятно, достаточно запомнить пару тысяч иероглифов несколько десятков стандартных речевых блоков - и выходить будет само. Другое дело, что для нас эти блоки - речь устаревшая, непривычная и трудная. А скандинавская переведённая кажется современной и понятной. На самом деле там есть свои "яти" и "еры", просто мы их не слышим. Исключение - переводы С.Петрова, который пытается отразить возраст речей именно за счет русских архаизмов. И вот его-то читать очччень не просто:

В глыбах блеска Гевьон
вглубь везла Зеландье.
У волов валил аж
с лядвей жар да с паром.
Лун во лбах их восемь
лепые светлели.
К данам бармы боя —
бычья шла добыча.

Браги старый, "Драпа о Рагнаре"

:-D :-D :-D
20.09.2011 в 22:31

Смысл дороги в том, что дороги нет. (с)Кирлиан
Другое дело, что для нас эти блоки - речь устаревшая, непривычная и трудная. А скандинавская переведённая кажется современной и понятной. На самом деле там есть свои "яти" и "еры", просто мы их не слышим.
Кстати, да, немаловажное замечание. Спасибо.
21.09.2011 в 11:32

It's a kind of magic
Tradis, устаревшая - это само собой. Я немного другое имел в виду. Если взять два текста на современном языке, один с изложением фактов, функциональный, другой - весь в эпитетах, описаниях, красочный такой, то мне надо будет убиться, чтоб второй запомнить. Как-то восприятие настроено так, что эти все эпитеты проходят мимо и в голове не задерживаются.
22.09.2011 в 00:11

я была бы верной/ и ждала бы вас /если бы не игорь/ если бы не стас © jordana
Tradis, ну так в Архангельск -то они из более мягких климатических зон-то перебрались, когда традиция уже сложилась. заковыристые декоративные стили, переплетённые драконы, "хватающие звери", на которых глаз сломишь. Да и скальды с их непростой поэтикой, хоть и придворные штучки, но жили где все - по фьордам.
Но согласись, они довольно лаконичные, без дополнительных "излишеств" с характерными четкими линиями.Мифологических же песен, увы, не сохранилось, сравнивать просто не с чем
Или сохранились, да не в широком доступе. Вообще парадоксальная ситуация - мы о своих богах и традициях знаем куда меньше чем о тех же греческих, японских и скандинавских моментах.
Причем, знающие люди говорят, что материала-то достаточно, но вот спроса на него нет, вот и не популярно.
Недавно гуляла по Кремлю, и поймала себя на мысли, что вот знаю значение н-го количества иероглифов, а старославянский нормально прочесть - слабо.
22.09.2011 в 12:15

Ellaahn
Но согласись, они довольно лаконичные, без дополнительных "излишеств" с характерными четкими линиями.(c)




Лишнего, пожалуй, и в прямь нет. :)
22.09.2011 в 12:39

EllaahnПричем, знающие люди говорят, что материала-то достаточно, но вот спроса на него нет, вот и не популярно.(с)

Надеюсь, знающие люди не имели в виду писания Асова?.. :-D

Спрос-то как раз огромен. Материал же...

Материал есть, но он носит косвенный и истолковательный характер. Какой-то летописец записал что-то о нравах славян (которые ему были в диковинку как злые варвары), какой-то путешественник видел кого-то на торгу (то ли славян, то ли скандинавов - не ясно) и они ему что-то о себе рассказали, какой-то монах обличал злых язычников (и валил скопом все обвинения на их головы), на одном сосуде есть изображение и похожее - на вышивках 19 века, деревенская заплачка гласит...

И каждый исследователь, и каждый, кто восстанавливает традицию - видит в этом что-то свое. Одни - иранский дуализм с жестким делением на Правду и Кривду, другие - ведические и доведические индуистские мотивы, где Велеса от Шивы без картинки не отличить, а Мара-Морана превращается в Кали (вплоть до ритуального клича Мара-ма, кальки с Кали-ма)... Нет контрольной проверки.

Сейчас уже успело оформится в родноверии некое общее информационное поле, и общие представления (хотя есть ещё и такие явления как РУН-вира, инглинги и т.д. В моих глазах - монстрики. Страшненькие. Но я про мейнстрим). И я даже не назову эти представления ложью, ибо основа - Силы - за ними стоит, а форма проявления меняется в веках всегда. Папа римский, тоже мягко, говоря не катакомбный христианин. Но отражение личности создателей в воссозданном у родноверов, с моей точки зрения, слишком заметно. Повторяю, с моей точки зрения.

Кстати, в асатру тоже не без уродов. Но хоть последователей Варга В. за родных в приличном обществе считать не принято. :-D

Ну а научиться читать летописи и берестяные грамоты - вполне в наших силах. ;)
22.09.2011 в 16:45

я была бы верной/ и ждала бы вас /если бы не игорь/ если бы не стас © jordana
Tradis, относительно рисунков - по-моему мы говорим о разных временных периодах :-D
Надеюсь, знающие люди не имели в виду писания Асова?. Отнюдь)))))
Ну а научиться читать летописи и берестяные грамоты - вполне в наших силах. Вооот. Кто б спорил))))