Тим свет Стридманн выложил перевод нового кусочка
"Саги о Хрольве Жердинке" - "
Об Адильсе, конунге Уппсалы, и походе в Швецию конунга Хрольва и его витязей". Интересна эта сага многими деталями (и тем, что в неё за идеями Пол Андерсен моего любимого периода лазил - тоже!). И в частности, именно в ней содержатся два из четырёх случаев, что помню вообще, связанных с инициативными практиками, в военных то ли ещё германских, то ли уже скандинавских мужских союзах. Лишь отголоски: не более чем о славянских инициациях рассказывают эпизоды визита героев к Бабе Яге (избушка с черепами в чащобе, то вопросы каверзные, то попытка скушать или в печь затолкать, то служба невыполнимая, то дары сверх меры) - что-то было, но лес сей тёмен. Но мы ж народ непривередливый (а и привередливый - так всё равно больше не дадут).
читать дальше
Эпизод первый - инициация Синфьотли (на фоне не переживших инициацию братьев... страх посвящаемого должен быть настоящим (опасность иногда, впрочем - тоже)). Испытания - болью (пришитая к телу одежда), угрозой (змеи в муке). И как завершение - жизнь с отцом в лесу, сперва разбойничья ("убивали людей ради добычи", официально отец-посвящающий - изгой), затем - в виде волков (оборотничество в скандинавии понималось как "переодевание" в шкуру зверя...но и переодевание могло на уровне сознания равняться превращению). Вряд ли надо напоминать, что берсерки звались ещё и ulfheðnar - волчьешкурыми. Во время своих приключений волк-отец прокусывает горло сыну, но потом излечивает его. А вообще, они и в новом качестве на людей во владениях своего врага. В итоге "когда Синфьотли возмужал, то решил Сигмунд, что хорошо испытал его." Отрочество кончилось...и началась месть и месть, по кругу.
Эпизод второй - инициация Сигурда из того же любимого Странником рода Вёльсунгов, начатая Регином, и подкорректированая самим Одином. Один-Хникар сперва наставляет юношу перед первой битвой (Речи Регина, Сага о Вёльсунгах), а затем убивает дракона убивает дракона и в процессе омывается в его крови и кровь же пробует, приобретая неуязвимость и способность понимать язык птиц ( сага; частично, без упоминания Одина - Речи Фафнира). И наконец, проскакав сквозь пламя, встречается с Сигрдривой, получает знания (валькирия тут замещает Одина) и невесту (сага, Речи Сигрдривы).
По "официальной" (заявленной в саге) версии - Регин пытался погубить Сигурда, дав негодный совет, по которому того утопило бы в крови дракона. По мнению В.Петрухина коварен был совет другого наставника -Одина, поскольку на теле героя в итоге осталось уязвимое место (тут версии источников разнятся, в саге например нет мотива следа от листка липы). Трудно сказать, но в итоге Сигурд всё равно вроде бы в Вахаллу не попал...как и Бальдр. Что тоже о чем-то говорит. Впрочем, лес достаточно тёмен - тело умершего от яда (опять же - формально без права на чертог воинов) Синфьотли Один-перевозчик забирает сам...
Эпизод третий, уже из "Саги о Хрольве Жердинке" посвящение в воины (причем в элиту) связан с линией Бёдвара Медвежонка (Прядь о Бёдваре). Собственно, посвящения там два - самого Бёдвара, которого посвящает брат-наполовину лось (именно так, а у второго брата Бёдвара были собачьи лапы. А отцом всех троих был медведь-оборотень ... явно тотемная семейка), дав выпить своей крови. И посвящение трусоватого Хётта, которого Бёдвар просто принудил выпить крови монстра ("зверь огромный и страшный, с крыльями на спине, и он всегда летает." Дракон, короче) и съесть кусочек его сердца. Помогло, отныне Хётт (под новым именем Хьялти) не ведал страха.
Общая канва - наставник, сам посвященный или связанный и Иным миром (даже Регин не был обычным человеком, его отец богов в заложники брал, а брат окончил жизнь драконом); жизнь в форме зверя или охота на него (но тогда уж на совсем страшного, не меньше дракона); кровь (иногда с сердцем) как один из основных элементов, дающих чудесные силы. Из последнего несколько выбивается история Синфьотли, но история с укусом там была, а сага поздняя...всё могло перепутаться.
Однако стоит вернуться к новой пряди о поездке к Адильсу. В ней фигурирует не посвящение, а испытание. Воины, прошедшие отбор, не приобретают никаких дополнительных сил, лишь доказывают наличие имеющихся ... правда вот только отбор, по большому счету никто и не прошёл ... и, возможно, осознанно.
По сути дела: отправившись в гости за наследством к очччень недружелюбно настроенному отчиму конунга Хрольва, воины встречают некоего бонда Храни, чей хутор способен попадаться на пути отряда столько раз, сколько нужно хозяину. Бонд испытывает гостей холодом, жарой и жаждой, советуя конунгу Хрольву отсылать домой не выдержавших, иначе, мол, вы от Адильса не вернётесь. Конунг Хрольв слушается доброго совета, и в конце концов к родичу отправляется сам-двенадцать, вместе с отборным отрядом (и тот самый Бёдвар с ними). Избежав ловушек и выдержав если не сражение (12 человек всё же), то хорошую драку, герои благополучно возвращаются, и вновь встречают загадочного бонда. Тот предлагает конунгу в дар вооружение. И
Конунг Хрольв сказал:
— Это отвратительное оружие, старик, — а то были щит, меч и кольчуга, — и не захотел принять его.
Храни едва не разразился гневом, ему показалось, что ему нанесли великое оскорбление.
— Этим ты не принёс себе пользы, конунг Хрольв, как ты, верно, думаешь, — сказал он, — и вы не всегда так умны, как вам кажется, — и бонд счёл себя опозоренным.
Теперь они остались без ночлега и пожелали ехать своей дорогой, хотя ночь была тёмная. Храни сурово смотрел из-под бровей, ему казалось, что его низко оценили, не приняв подарка от него, и он не удерживал их, когда они уезжали. С тем они поскакали прочь, не попрощавшись.
(с)
Позже Бёдвар сообразил, что так просто странные одноглазые(!) бонды оружие не предлагают, но поздно было - хутор исчез.
Но всё-таки, почему конунг отверг дар? Отказ от подарка, даже от ненужного и неудачного, был и впрямь признаком нешуточного неуважения. Одному конунгу в историческое время так всучили белого медведя - "большую диковину"...прелесть в том, что мишка к тому моменту уже издох...нужен-не нужен, жив-не жив, а отдариваться пришлось. Однако менее всего конунг Хрольв Жердинка был скуп, и на дар формально мог ответить подарком ещё и подороже - в золоте. Тем более, человеку, уже оказавшему витязям услугу неплохим советом. Даже если это был бы металлолом из крестьянского сундука. Хоть и вряд ли владыка Валхаллы стал бы предлагать дешёвку. А вот если глаза отвели лишь дружине (собственно, судя по сагам, всех одноглазых в Скандинавии должны были обходить десятой дорогой...так, на всякий случай), а конунг Хрольв понял кто ему предлагает подарок... Дары Одина верно служили владельцам - до определённого момента. Подвела неуязвимость Фрамара в поединке с Кетилем (как знак, что Один отказывает Фрамару в покровительстве - прилетел орёл, и сорвал с него одежду, "Сага о Кетиле Лососе"), сам Один лично в свой срок сломал меч, дарованный Сигмунду Вёлсунгу (и перекованный Грамм не помог его потомку)...
Возможно, Хёльги хотел избежать подобной судьбы, не принять дара, не быть обязанным, не ждать, что одна из битв станет последней. Возможно. Косвенно это подтверждается тем, что конунг словам Бёдвара ("подозреваю, что мы поступили не очень мудро, отказавшись от того, что должны были принять, и мы, наверное, отказались от победы.") не удивился, лишь подтвердил их ( "я подозреваю то же самое, ибо это был, наверное, старый Один, и человек этот, и вправду, был одноглаз."
).
Ещё одна попытка переиграть судьбу. Итот же Бёдвар предложил неординарный выход: сидеть тихо дома и в драки не лезть. Видимо, конунга Медвежонок любил, но тактику выбралсамую проигрышную с сотворения мира, ибо война тогда приходит сама. Так оно и вышло, и возможно, зря конунг потом утверждал, что теперь "Один прячется среди наших врагов". Достаточно было одной обиженной дочки с большим войском.
В итоге отказаться не получилось, только подарок заставили принять не на своих условиях, и как бы не в худшем варианте... А судьба это (то есть причинно-следственная связь для ставшего воином и вождём в этом мире) или коварство богов...кто разберёт.
Осталось дождаться полного перевода саги, уточнить подробности...сколько же лет выиграл конунг, сидя в легендарном Лейре, который сейчас успешно раскапывают (именно там нашли фигурку Одина, оказавшуюся в итоге изображением Фригг. Или Фрейи.). Так что - удачи переводчику!)
@настроение:
а поговорить?
@темы:
книги,
Северная Традиция,
Сага о Хрольве Жердинке,
трёп
Вопрос про оружие, которое Хрольву хотел подарить "Храни" - пожалуй, самый интересный для меня вопрос, касающийся этой саги. Можно, конечно, списывать такие детали на позднюю редактуру: вот, якобы, кто-то очень правоверный решил добавить в текст, что конунг не взял у Одина оружие. Но вся сага так цельна, всё так в ней прекрасно взаимосвязано, что я в такое не верю... Я пыталась узнать подробнее про оттенки значения слова ferligr, каковое свойство оружия послужило поводом для отказа - это, как мне кажется, не только "отвратительный", но и "ужасный", "чудовищный"; английский перевод даёт hideous. Отказ явно был "идейным", связанное с Одином колдовство можно рассматривать как враждебное героям (всё же Адильс приносит жертвы и пр.), но всё же эта ситуация столь загадочна...
Откуда дрова, что фигурка из Лейре ТОЧНО Фригг? Откуда безаппеляционность высказывания "оказавшуюся в итоге изображением Фригг. Или Фрейи"?
P.S.
Что касается текста по ссылке, то слова
The high seat is Odin's, allright. But the occupant is most likely Frigga or Freya. Or maybe, just maybe, Thor in drag during the hammer reclamation mission.
Как бы говорят нам о том, что автор заметки предполагает, что это может быть только кто-то из списка женских божеств, либо Тор в известном эпизоде с переодеванием в женщину.
Между тем, как как раз Одина обвиняли в трансвестизме, занятиях "женским" колдовством и так далее (тогда как эпизод с Тором был явно единичным).
Т.е. автор заметки либо невнимателен, либо не очень владеет материалом.
Что касается фигурки вообще.
Весьма часто северные артефакты рассматриваются как изолированные явления. Между тем как германское искусство не висело в воздухе, а испытывало влияние сначала Рима, а затем Византии. Что очень хорошо известно.
И если вы посмотрите на образцы византийских тронов, то легко найдете среди них более чем похожий на тот, на котором сидит "Один" (или кто он там).
Если учесть это, то длиннополая одежда вполне может быть следствием копирования иконографии императора (или Христа Пантократора, которого изображали сходно). "Передник" же в этом случае - ничто иное как расшитый императорский таблион (в них также изображали святых, а в однотонных таблионах - знать).
Что касается "ожерельев", то тут сложнее. С большими сомнениями и исключительно как IMHO я полагаю, что это - схематичное изображение доспеха по пояс (такое тоже вполне вписывается в предложенную объяснительную "византийскую" модель). По крайней мере, при схематичном изображении кольчуги подобное встречается (правда, на скандинавских изображениях я такого не встречал, но я и знаю Скандинавию не так хорошо, как хотелось бы).
В общем, можно предположить, что Одина изобразили в облике самого могущественного правителя из известных (повторюсь - влияние Византии на германское искусство имело место и раньше, так что предположить это можно).
Далее можно спекулировать, просто ли копировалось пышное искусство Византии, или образ императора использовался намеренно, или версия о приходе Одина с востока, со стороны Византии, "из Трои", которую позже озвучил Снорри, была уже тогда. Но это будут уже чистые предположения.
Впрочем, все это вполне предположительно.
Между тем как два ворона у фигуры на троне - четкий атрибут именно Одина и никого иного. Кто бы ни был изображен, он был снабжен атрибутами именно этого божества, и именно по ним должно было происходить узнавание.
Прошу прощения, я не корректно назвал тип изображения Христа. Пантократором обычно называют икону с Христом благословляющим. Я же имел ввиду изображение Христа в царских одеждах (вседержителя).
www.tforum.info/forum/index.php?s=1da614171a7a8...
Мои извинения, не оказалось меня здесь вовремя.
Гость Интересно, ведь Вы, на более глубоком уровне, но тоже предположили Византию: во время первого обсуждения фигурки Вконтакте, моя версия была примерно та же - не передник-хангерок, а лорум.)
Переубедило меня в свое время как раз относительно сходное изображение без трона ( по той же ссылке на статью, что приводит Narloth_Shadowprincess), там-то сомнений особых не возникало, в том числе и про потенциальную "кольчугу" (похожий рельеф на ведильских накладках, кстати, изображал шерсть. Стилизация, что с неё возьмёшь) Трон, даже с воронами, всё же не лучший аргумент гендерной принадлежности. В воронов превращались и валькирии, Фригг и Фрейя были хозяйками дома, которым полагалось "высокое сидение", Фригг же ещё и на престоле Хлидскьяльв сидела вместе с мужем. И переодевания Одина всё же были маргинальными, вне стен Асгарда. Тора же как раз мало что связывает с троном и воронами.
Но всё это, и впрямь, остаётся в рамках предположений.
Narloth_Shadowprincess, согласна со всем.
С одной стороны указание, что Адильс такой великий язычник, что аж жертвы вепрю приносит (не цитата, но смысл) явно указывает на время записи саги и оценку записывавшим действующих лиц: злодею положено быть "великим жертвователем" и пользоваться "немужским" колдунством, положительному герою - верить "в свои силу и мощь" и драться честно. То, что Хрольв обзывает Одина "злым духом" (illi andi) - скорее позднее наложение (дух или существо - для аса не звучит, а дьявола так и именовали óhreinn andi). Но что оценка, наложенна на общее представление о боге опасном - сомнений нет. Эпитеты менять легче, чем сюжеты, да и уж очень распространено такое отношение в сагах.
Подумала над версией "заколдованное оружие", но в источниках всережущий меч или неуязвимая рубашка в целом шли как бонусы к достоинствам героя, если не были прокляты (вроде Тюрвинга). Проклятое оружие?...
"эта ситуация столь загадочна..."(c)
Если Вы про фигурку женщины в кольце, то я несколько удивлен. Я бы ее как раз рассматривал как опровержение теории "передника"
Я имею ввиду, что на ней, да, изображен передник. Но. Он (sic!) полукруглый и короткий. Тогда как у фигурки на троне - длинный и прямоугольный.
Сравнивать их - все равно, что сравнивать цилиндр и митру. А что? И то, и другое - высокий головной убор....
Но если отставить шутки в сторону, приведенная фигурка действительно, скорее, не столько подтверждает ношение женщинами передника, сколько заставляет ожидать, что этот передник должен быть коротким и полукруглым. Тогда как нечто длинное и прямоугольное вполне может быть чем-то другим. А может и не быть.
Т.е. для нашего случая эта фигурка ничего не подтверждает и не опровергает.
(источник изображения не приведу, заскладировала себе неряшливо, без подписи, теперь не помню. Но не новодел). Реконструкция:
Фигурка в кольце: а) сам факт, что имелись круглые женские, предположительно культовые, изображения в пару к известным мужским в "парадной позе" б)ожерелье и его фактура (ну точно не кольчуга).
(если уж совсем придираться, то и на приводимом византийском барельефе - не кольчуга, а ламинарный доспех. Но это ж, по сути, не довод).
Тем не менее, здесь не тот случай, когда я твёрдо уверена и готова с пеной у рта и т.д. Фактор неопределённости остаётся, причём значительный.
Далее.
Приведенная Вами фигурка как довод тоже сомнительна.
Если Вы обратили внимание, тот длинный прямоугольник, который выглядит как передник, разбит на два квадрата с разнонаправленными (относительно друг друга) полосами. И окружающие "прямоугольник" части также разделены на сегменты, "заштрихованные" по-разному.
Если мы воспринимаем эти элементы, как реалистичное изображение, то "передник" должен делиться на две части по вертикали.
(фигурка на троне имеет другой, цельный, "передник")
А платье под ним вообще быть разделено на три части, чего, если я не ошибаюсь, исторически не было.
Либо мы должны рассматривать эти "квадраты", "заштрихованные" линиями в разные стороны, как чисто орнаментальную черту.
Если мы посмотрим на изображение из Торслунда,
то увидим, что на звере использован именно такой орнаментальный прием.
Похожим образом такие "квадраты" использованы и на других изображениях.
Теперь примем, что это все-таки орнаментальная черта.
Тогда мы можем отметить, что внизу в центре (под "передником") использован другой орнаментальный прием - точки.
Так, как если бы некая одежда, поверх которой одет "передник" имела очень широкий разрез, и сквозь него была видна нижняя рубашка другого цвета.
Т.е., да, на вашем изображении действительно имеет место хангерок (вот тот самый сарафан на лямках в варианте с полотнищем, прикрывающим разрез) (а вот цветная реконструкция - дурная).
НО.
Даже на таком условном изображении - с введенными с орнаментальными целями деталями - показан разрез на хангероке, из под которого выглядывает нижняя одежда.
Между тем, на гораздо более реалистичной фигурке на троне, на которой показано даже украшение каймы "передника", никакого разреза на одежде под "передником" нет и в помине.
P.S.
Разумеется, я не специалист по средневековой скандинавской одежде и пользовался, в первую очередь, достаточно популярными материалами (так что, вероятно, в чем-то я могу и ошибаться), вроде таких.
Реконструкция вариантов хангерока
из статьи
asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1
В вопросе скандинавского костюма я тоже не специалист (причем настолько, что употребляю словосочетание передник-хангерок, хотя правильнее - "хангерок с передником", были ведь и без. Передник тут как раз деталь, основное - охватывающая туловище одежда из 1-4х прямоугольных полотнищ. Просто так уж повелось).
И с разрезом - убедительно, пока не нашла варианта одежды - передник на сплошном полотнище. (
Однако - просто ради поддержания процента сомнений хотя бы 30 к 70:
-фигурка для хнефаталя, бусы+передник+накидка. Схематическое решение примерно тоже, что и у тронного изображения:
Всё-таки бусы даже в Византии были сугубо женской принадлежностью. Мужчины перебивались гривнами.
Кстати, в исходной Остерготландской женской фигурке то, что видится на фотографии круглым передником, авторы прорисовок интерпретируют как сложенные на животе руки (т.е. там просто юбка с поперечным узором. И ведь они правы, а я тоже промахнулась. Вот и верь глазам своим
Ничего я там не найду, даже если есть. Это закрытая группа, в которой я никогда не состоял.
Про передник и руки.
Хм. При повторном рассмотрении фигурки действительно что-то такое просматривается....
Впрочем, с уверенностью можно говорить только держа оригинал перед глазами.
Про фигурку для хнефатафл.
Удивлен женской фигурке в этой игре. Странно сие весьма и весьма. Раньше я видел только фигурки воинов для этой игры.
А есть приличная фотография изображение этой фигурки? Или хотя бы ссылки на работы с описанием, где хранится?
А то беглый поиск по интернету дает только копии Вашей картинки в совершенно неудобных для дальнейших поисков статьях об одежде (библиографический список, в лучшем случае, есть, но без отсылок, что откуда взято).
В любом случае, я склоняюсь к мысли, что будь это хангерок, под передником должен был бы быть изображен разрез.
Опять же, на прорисовке фигурки из Tuse ожерелье одето поверх плаща, а не под как на фигурке из Лейре.
Опять же, если продлить линии "ожерелий" на фигурке из Лейре, то видно, что они практически горизонтальны.
И так далее.
Разумеется, все это можно списать на стилизацию, равно как и левый глаз без век с остатками горизонтальной царапины (как закрытый в противовес открытому правому) - на повреждения.
Но по совокупности, и в сочетании с таким говорящим атрибутом как вороны, скорее всего, это, все-таки Один.
Да, верно, что на троне мог сидеть не только Один.
Известен эпизод с Фрейром.
Но.
Вороны (тем более, вороны, обращенные к сидящему, рассказывающие) - атрибут не трона, а Одина лично.
Тем более, что в текстах, если мне не изменяет память, сидящей на Хильдскьяльв Фригг (единственное женское божество из всех) предстает только единожды, да и то вместе с Одином.
Учитывая, что в подобном изображении решающими для узнавания должны быть типичные черты, вряд ли это Фригг.
Мою версию, увы, оригинал не подтверждает, на бусы не слишком похоже . Правда тут тоже хватает неясного с полом фигурки (узел волос на затылке? плащ-соколиное оперение? То ли Локи, то ли Фрейя...). Но и византийский или церковный вариант одеяния тут очень возможен.
Х.Э.Дэвидсон. Древние скандинавы.
Подпись:
39. Маленькая полая фигурка из листового золота. Часть спины утеряна. Найдена в Трённинге, Хольберк, Дания. Она сделана в виде сидящего мужчины. Его волосы аккуратно собраны в пучок на затылке, а сам он очень хорошо одет. Сзади его плащь кажется сделанным из перьев. Высота - 1,95см. Фотография была любезно предоставлена Национальным музеем Копенгагена.
Очень интересно.
Действительно интересны мужские черты, и даже сам Дэвидсон идентифицирует ее как мужскую. Если это так, то перед нами очевидная параллель.
P.S. Было бы интересно посмотреть на нее со спины. Если под "кажется сделанным из перьев" подразумевается каплевидный рисунок (что можно заметить на его краях). То это может быть отсылкой не только с к Локи с его нарядом из перьев (все-таки, в мифах, видимо, подразумевается, что этот наряд - как шкура оборотня - при надевании превращает в птицу), а стилизацией. Например, рисунка, получающегося на плаще, сшитом из горностаевых шкурок. Но это уже, конечно, гадательно.
Хоть в ком-то мы можем быть уверены!