По хорошему обычаю обитателей Ехо отдаю до конца года должок - сканы из книги Э.Окшотта к разговору вКонтакте. Ну и выдержки из разговора, что бы было понятно, о чём вообще речь.
Л.Кораблёв, ориентируясь на материалы 17-19вв., пишет в книге " Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом Народе":
Самые известные диво-камни:
читать дальше (с)
Из них особо интересен камень жизни - тем, что нечто подобное, похоже, находили археологи. Дело в том, что в сагах, записанных несколькими столетиями ранее описаны камни, близкие по свойствам ко всеисцеляющему лив-стейну. Хотя исцелял такой диво-камень лишь от ран, нанесённых мечом, к которому был прикреплён. Таким мечом был легендарный Сковнунг (Скафнунг и т.д.), меч Хрольва Жединки. Из кургана древнего (6-7вв. ориентировочно) конунга Сковнунг был, согласно "Саге о людях из Лососьей долины", добыт Скегги, отец Эйда.
В саге камень назван lyfsteinn - целебный камень.
Отрывки из саги:
Это кажется мне не очень-то достойным, — сказал Торкель, — выезжать с целым отрядом против одного человека, но я прошу тебя дать мне на время твой меч Скафнунг, и тогда я полагаю, что одержу победу над одиноким бродягой, каким бы он ни был хорошим воином.
— Делай как хочешь, — сказал Эйд, — но меня не удивит, если ты раскаешься в своем упрямстве. Поскольку, однако, ты предполагаешь сделать это ради меня,
так как я полагаю, что Скафнунг будет в хороших руках, если он будет у тебя. Но такова природа этого меча, что солнце не должно освещать его рукоятку и что его нельзя обнажать в присутствии женщин. Если кто-нибудь будет ранен этим мечом, то рана не может зажить, если ее не коснуться чудодейственным камнем, который есть при мече.
...
Грим увидел, что чья-то тень падает на воду, и быстро вскочил. Торкель успел подойти к нему очень близко и нанес ему удар. Удар пришелся по руке над запястьем, но рана была небольшая. Грим тотчас же бросился на Торкеля, и началась схватка.
...
Торкель увидел, что Грим ослабел от потери крови. Он тогда взял камень от меча Скафнунг и потер им руку Грима и перевязал ее, и сейчас же боль и опухоль от раны прошли.
...( позже)...
У Торкеля с собой был его меч Скафнунг, он был спрятан в ящике. Торкель со своими спутниками продолжал идти под парусами, пока не приблизились к острову Бьёрна. С обоих берегов было видно, как они плыли. Но когда они доплыли туда, сильный шквал закрутил парус и опрокинул корабль. Тут Торкель и все люди, которые были с ним, утонули. Бревна прибило далеко к островам, а угловые столбы прибило к острову, который с тех пор называется Ставей (Столбовой Остров). Меч Скафнунг застрял во внутренних досках корабля. Он был найден на острове Скафнунгсей (Остров Скафнунга).
....(ещё позже)......
Геллир возил с собой меч Скафнунг, и им с тех пор больше никто не владел. Он был похищен из могилы Хрольва Краки. И когда весть о смерти Геллира дошла до Исландии, Торкель, его сын, взял себе отцовское наследство в Хельгафелле. А Торгильс, второй сын Геллира, утонул молодым в Брейдафьорде, и с ним вместе все, кто был на его корабле. Торкель, сын Геллира, был очень достойным человеком, и его почитали за необыкновенную ученость.
(с)
Артефакт считается пропавшим без вести.))
Подобный же меч известен из "Саги о Кормаке" (пока не переведённой). некоего Берси был меч Хвиттинг с таким. В саге Кормак одалживает уже упоминавшийся Сковнунг у добывшего его из кургана Скегги, но из-за наплевательского отношения к инструкциям меч ломается во время поединка с Берси.
Слова Скегги, которыми пренебрёг Кормак:
«Тебе будет трудно справиться с мечом. На нем чехол, который ты не должен трогать; он прикрывает рукоять, потому что солнечные лучи не должны коснуться навершия меча, и, кроме того, ты не должен вынимать Скофнунг из ножен, пока не будешь готов сражаться. Когда придешь на место поединка, отойди в сторону, туда, где ты будешь один, и тогда достань меч. Подними лезвие и подыши на него – из-под крестовины выползет маленькая змейка. Потом наклони меч и дай ей спокойно вернуться обратно». (цит. по "Археологии оружия" Э.Окшотта)
Ну а теперь собственно о находках, отрывки из той же "Археологии оружия" Э.Окшотта :
Такие предметы довольно часто встречаются в сагах, но никогда специально не упоминалось ни о том, что они собой представляли, ни о том, как крепились к мечам. В этой связи интересно будет упомянуть о том факте, что во многих случаях, когда мечи находили в могилах, датирующихся 200–600 гг., там же возле рукояти лежали крупные просверленные бусины из камня, керамики, стекла или пенки. То, что эти предметы обнаруживаются очень часто и постоянно в одном месте: у рукояти меча, – подсказывает очевидный ответ – они крепились ремнем или шнурком либо непосредственно к ней (на манер шишечки), либо к верхней части ножен. В прошлом историки скандинавской литературы, по-видимому, не имели ни малейшего представления о том, что такое «камни жизни», а археологи не уверены в назначении этих крупных бусин. Сложив два и два, мы в этом случае сможем вполне очевидно получить четыре, если только забыть о том, что эти предметы находили рядом с мечами гораздо более раннего периода, чем описано в сагах. Тем не менее мы знаем, что Скофнунг принадлежал Хрольфу Краки, который жил в начале VI в. Следовательно, он и был старше, а впоследствии, по-видимому, секрет изготовления «камней жизни» был утерян или в них отпала необходимость, но легенды сохранились. Конечно, это допущение невозможно проверить; и тем не менее если учитывать, что бусины должны были иметь какое-то значение, иначе бы их просто не стали делать, то прямо-таки напрашивается вывод, что это и есть хорошо известные нам по литературным источникам чудесные предметы, неизменные спутники древних клинков.
(с)
Один из самых лучших обнаружен в шведской деревушке Клейн-Хуниген. Рукоять не так хорошо сохранилась, как рукоять меча Хильдерика, но зато здесь же присутствовали совершенно целые ножны со всеми накладками, включая проблематичный «камень жизни», о котором мы уже узнали в связи с мечом Скофнунгом, принадлежавшим Хрольфу Краки.
(с)
Меч, найденный в могиле в Кпейн-Хуниген с «камнем жизни». V–VI вв. и реконструированная рукоять.
Самое интересное, что вКонтактном опросе на тему, какой камень вы бы выбрали, я так и не поучаствовала...Жизнь и здоровье - это хорошо, но есть анекдот про быка, что имел здоровье, да вот удача привела его на кухню. Информация - здорово, но знать и не быть в состоянии действовать печально, а в победы и исполненные желания может быть изначально заложена ошибка цели, очччень хорошо знаю по опыту...
В общем, давайте всю коллекцию скопом, не помешает!
Л.Кораблёв, ориентируясь на материалы 17-19вв., пишет в книге " Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом Народе":
Самые известные диво-камни:
читать дальше (с)
Из них особо интересен камень жизни - тем, что нечто подобное, похоже, находили археологи. Дело в том, что в сагах, записанных несколькими столетиями ранее описаны камни, близкие по свойствам ко всеисцеляющему лив-стейну. Хотя исцелял такой диво-камень лишь от ран, нанесённых мечом, к которому был прикреплён. Таким мечом был легендарный Сковнунг (Скафнунг и т.д.), меч Хрольва Жединки. Из кургана древнего (6-7вв. ориентировочно) конунга Сковнунг был, согласно "Саге о людях из Лососьей долины", добыт Скегги, отец Эйда.
В саге камень назван lyfsteinn - целебный камень.
Отрывки из саги:
Это кажется мне не очень-то достойным, — сказал Торкель, — выезжать с целым отрядом против одного человека, но я прошу тебя дать мне на время твой меч Скафнунг, и тогда я полагаю, что одержу победу над одиноким бродягой, каким бы он ни был хорошим воином.
— Делай как хочешь, — сказал Эйд, — но меня не удивит, если ты раскаешься в своем упрямстве. Поскольку, однако, ты предполагаешь сделать это ради меня,
так как я полагаю, что Скафнунг будет в хороших руках, если он будет у тебя. Но такова природа этого меча, что солнце не должно освещать его рукоятку и что его нельзя обнажать в присутствии женщин. Если кто-нибудь будет ранен этим мечом, то рана не может зажить, если ее не коснуться чудодейственным камнем, который есть при мече.
...
Грим увидел, что чья-то тень падает на воду, и быстро вскочил. Торкель успел подойти к нему очень близко и нанес ему удар. Удар пришелся по руке над запястьем, но рана была небольшая. Грим тотчас же бросился на Торкеля, и началась схватка.
...
Торкель увидел, что Грим ослабел от потери крови. Он тогда взял камень от меча Скафнунг и потер им руку Грима и перевязал ее, и сейчас же боль и опухоль от раны прошли.
...( позже)...
У Торкеля с собой был его меч Скафнунг, он был спрятан в ящике. Торкель со своими спутниками продолжал идти под парусами, пока не приблизились к острову Бьёрна. С обоих берегов было видно, как они плыли. Но когда они доплыли туда, сильный шквал закрутил парус и опрокинул корабль. Тут Торкель и все люди, которые были с ним, утонули. Бревна прибило далеко к островам, а угловые столбы прибило к острову, который с тех пор называется Ставей (Столбовой Остров). Меч Скафнунг застрял во внутренних досках корабля. Он был найден на острове Скафнунгсей (Остров Скафнунга).
....(ещё позже)......
Геллир возил с собой меч Скафнунг, и им с тех пор больше никто не владел. Он был похищен из могилы Хрольва Краки. И когда весть о смерти Геллира дошла до Исландии, Торкель, его сын, взял себе отцовское наследство в Хельгафелле. А Торгильс, второй сын Геллира, утонул молодым в Брейдафьорде, и с ним вместе все, кто был на его корабле. Торкель, сын Геллира, был очень достойным человеком, и его почитали за необыкновенную ученость.
(с)
Артефакт считается пропавшим без вести.))
Подобный же меч известен из "Саги о Кормаке" (пока не переведённой). некоего Берси был меч Хвиттинг с таким. В саге Кормак одалживает уже упоминавшийся Сковнунг у добывшего его из кургана Скегги, но из-за наплевательского отношения к инструкциям меч ломается во время поединка с Берси.
Слова Скегги, которыми пренебрёг Кормак:
«Тебе будет трудно справиться с мечом. На нем чехол, который ты не должен трогать; он прикрывает рукоять, потому что солнечные лучи не должны коснуться навершия меча, и, кроме того, ты не должен вынимать Скофнунг из ножен, пока не будешь готов сражаться. Когда придешь на место поединка, отойди в сторону, туда, где ты будешь один, и тогда достань меч. Подними лезвие и подыши на него – из-под крестовины выползет маленькая змейка. Потом наклони меч и дай ей спокойно вернуться обратно». (цит. по "Археологии оружия" Э.Окшотта)
Ну а теперь собственно о находках, отрывки из той же "Археологии оружия" Э.Окшотта :
Такие предметы довольно часто встречаются в сагах, но никогда специально не упоминалось ни о том, что они собой представляли, ни о том, как крепились к мечам. В этой связи интересно будет упомянуть о том факте, что во многих случаях, когда мечи находили в могилах, датирующихся 200–600 гг., там же возле рукояти лежали крупные просверленные бусины из камня, керамики, стекла или пенки. То, что эти предметы обнаруживаются очень часто и постоянно в одном месте: у рукояти меча, – подсказывает очевидный ответ – они крепились ремнем или шнурком либо непосредственно к ней (на манер шишечки), либо к верхней части ножен. В прошлом историки скандинавской литературы, по-видимому, не имели ни малейшего представления о том, что такое «камни жизни», а археологи не уверены в назначении этих крупных бусин. Сложив два и два, мы в этом случае сможем вполне очевидно получить четыре, если только забыть о том, что эти предметы находили рядом с мечами гораздо более раннего периода, чем описано в сагах. Тем не менее мы знаем, что Скофнунг принадлежал Хрольфу Краки, который жил в начале VI в. Следовательно, он и был старше, а впоследствии, по-видимому, секрет изготовления «камней жизни» был утерян или в них отпала необходимость, но легенды сохранились. Конечно, это допущение невозможно проверить; и тем не менее если учитывать, что бусины должны были иметь какое-то значение, иначе бы их просто не стали делать, то прямо-таки напрашивается вывод, что это и есть хорошо известные нам по литературным источникам чудесные предметы, неизменные спутники древних клинков.
(с)
Один из самых лучших обнаружен в шведской деревушке Клейн-Хуниген. Рукоять не так хорошо сохранилась, как рукоять меча Хильдерика, но зато здесь же присутствовали совершенно целые ножны со всеми накладками, включая проблематичный «камень жизни», о котором мы уже узнали в связи с мечом Скофнунгом, принадлежавшим Хрольфу Краки.
(с)
Меч, найденный в могиле в Кпейн-Хуниген с «камнем жизни». V–VI вв. и реконструированная рукоять.


Самое интересное, что вКонтактном опросе на тему, какой камень вы бы выбрали, я так и не поучаствовала...Жизнь и здоровье - это хорошо, но есть анекдот про быка, что имел здоровье, да вот удача привела его на кухню. Информация - здорово, но знать и не быть в состоянии действовать печально, а в победы и исполненные желания может быть изначально заложена ошибка цели, очччень хорошо знаю по опыту...
В общем, давайте всю коллекцию скопом, не помешает!
