
Расположение военных укреплений
читать дальше Все эти лагеря построены по общему плану: круговой вал, который первоначально был дополнен частоколом и рвом. Внутри лагеря располагаются дома четкой «казарменной планировки», они сгруппированы по четыре дома вокруг центрального внутреннего дворика. В Аггерсборге таких домов сорок восемь, в Треллеборге шестнадцать, в нём каждая группа из четырёх домов занимает свою четверть круга. Существовали лагеря эти, видимо, достаточно длительный период: однажды назрела необходимость расширить Треллеборг, и за внешней стороной укреплений были построены ещё пятнадцать домов, которые затем были окружены другим, меньшего размера, валом.
Внутренний диаметр крепостных валов в Фуркате – 120м, ширина основы валов (укрепленных деревянным частоколом) – 12-13м (сами валы были к началу раскопок практически полностью распаханы, ныне они восстановлены как исторический объект). Как и в остальных лагерях, в Фуркатском было четверо ворот, две диаметральные дороги пересекались в центре под прямым углом, деля круг на 4 сектора, где стояло по 4 дома. Подсчитано, что в каждом из домов Фюрката, могло жить до пятидесяти человек, т.е. лагерь мог вмещать примерно 800 воинов (в Аггесборге – до 3000 бойцов, в Треллеборге порядка 1200). Дома эти относились к типу длинных домов, имели по 28.5м длины (96 римских фута), 5 метров ширины на концах и 7,5 посередине. Конец каждого дома был отгорожен на подсобное, вероятно складское помещение, имелось в лагере по меньшей мере 2 кузницы.

Фюркат сегодня

Реконструкция лагеря (6 - кладбище, о котором далее)

Восстановленное здание Фюрката (расположено за пределами лагеря)
Согласно археологическим находкам, лагеря эти были населены в период между 950 и 1050гг. Связывают их со временем правления Свейна Вилобородого (р. ок. 965, правил в 986-1014гг.) и/или Кнута Великого (р. 994/95г., правил в 1017-1035гг.). Например, Питер Сойер считает, что лагеря были построены лишь при Кнуте и на дань, взятую с уже завоеванной Англии. Он же предполагает, что лагеря эти просуществовали не более тридцати лет, поскольку археологи не нашли заметных следов починки или перестройки зданий. Однако анализ годовых древесных колец в Треллеборге дает как время постройки весну 981г., Фюркат, как считается, строился на год или два позже, Аггерсборг чуть ранее. При этом Фюркат существовал, предположительно, не долго, будучи покинут к 1000г. Уже заброшенным лагерь был сожжен безо всяких признаков сражения. Если это так, то его нельзя было бы связать с серией походов Свейна в Англию, начавшихся в 1003г . Тем не менее, Свейн Вилобородый был конунгом воинственным (хоть и не всегда удачливым, в 995-996гг. его державу захватывал шведский конунг Эйрик Победоносный). И в упомянутом 1000г.в Свейн участвовал в войне с норвежским конунгом Олавом Трюггвассоном (тогда же и погибшим). Возможно также, что датировка не совсем точна, и датские лагеря всё же имели отношение к завоеванию Англии, начавшемуся при Свейне (1003-1014гг.) и завершившемуся при его сыне Кнуте в 1015 – 1017гг.
Первоначально считалось, что круговые военные поселения были исключительно мужскими, по аналогии с легендарным Йомсборгом (или даже Запорожской Сечью, сходство задач — сходство моделей поведения), куда женщины, по преданию, не допускались. Однако, жизнь обычно менее строга, нежели идеалы, к тому же традиционно лекарями на Севере были именно женщины. И в захоронении у Треллеборга найдено значительно количество женских скелетов, и среди тридцати исследованных могил Фюрката есть и женские, и детские, причем богатые и бедные погребения расположены вперемешку. Кладбище Фюрката находилось в северо-западной части лагеря, и к нему вела мощенная деревом дорога. Именно на этом кладбище найдено захоронение, очень интересное как своим инвентарём, так и выводами, которые можно из раскопанного сделать.
Погребенная в Фюркате женщина была одета в синие и красные одежды, украшенные золотой нитью, что могло обозначать лишь высокий, возможно, королевский её статус при жизни. Она была похоронена, подобно богатейшим женщинам эпохи викингов, в конной повозке (точнее, в её коробе), в последний путь умершую сопровождали ценные вещи.

Реконструкция погребения, нарисованная Томасом Бредсдорфом (Thomas Hjejle Bredsdorff)
Некоторые интернет-источники датируют могилу примерно 980г. Плюс-минус десяток лет, возможно.

Декоративная серебрянная подвеска в виде «утиных лапок»
Дания стала официально христианской страной со времён крещения Харальда Синезубого, отца Свейна Вилобородого, т.е. приблизительно с середины Xв. (принятая дата — 960г.), христианские же погребения обычно лишены инвентаря. Однако, если обвинения конунга Свейна Адамом Бременским к возвращении к язычеству и гонениях на христиан в начале его правления выглядят скорее попыткой очернить непрогерманского политика и одновременно вставить в хроники нравоучительный рассказ о пользе раскаяния, то всё же, по-видимому, фанатиком наподобие двух норвежских Олавов, Свейн не был, и в преследовании сторонников старой веры не замечался: согласно Снорри его женою была шведка Сигрид Гордая (вдова Эйрика Победоносного, кстати), еще ранее категорически отказавшаяся оставить веру предков. И если исповедующих христианство в стране было достаточно ещё до Харальда, то вероятно, и после него хватало язычников. Для сравнения, капищный комплекс на р.Збруч ( городище-святилище горы Богит, городище-святилище Звенигород и городище-святилище горы Говда), откуда происходит знаменитый Збручанский идол, действовало на Червоной Руси до первой половины XIII в. несмотря на Владимирово крещение в 998(9)г. Соседняя же с Данией Швеция и вовсе оставалась страной в целом языческой ещё много лет.
Находки в Фуркатской могиле подтверждают предположение о том, что погребенная исповедовала древнюю веру, и, более того, вполне могла быть провидицей-вёльвой (или, с меньшей вероятностью, кодуньей-сейдконой). Что отнюдь не мешало женщине оставаться уважаемым членом общества. В последний путь ей были даны не только вполне обычные для скандинавок предметы вроде пряслиц и ножниц и кухонного вертела (интересно, что вертел был уже немного погнут, когда его поместили в могилу, т.е. использовался). Ещё покойная носила два серебряных кольца на больших пальцах ног, аналогов чему в Скандинавии не известно. Так же с нею в могилу были положены две бронзовые чаши, изготовленных, вероятно, в Средней Азии.

Остатки вертела, положенного рядом с умершей.

Шарообразная чаша из бронзы, имевшая травяное покрытие и содержавшая некое жирное вещество (возможно, целебную или колдовскую мазь?).

Миниатюрная чашечка неизвестного назначения
Однако, не азиатская экзотика интереснее всего. Рядом с женщиной найден металлический посох (или жезл) и семена ядовитой белены чёрной в маленьком кошеле. Посох, согласно сагам, являлся атрибутом вёльвы. Из-за долгого пребывания в земле он частично распался, изначально же он представлял собой железный стержень с бронзовыми вставками.
Что до семян белены, то говорят, что если бросить их на угли, образовавшийся дым будет обладать слабым галюциногенным действием (по преданию белена для прорицания использовалась пифиями в храмах Апполона). Предполагается, что взятые в правильной пропорции, эти семена могут вызвать состояние эйфории и видения. Белена также нередко использовалась европейскими ведьмами в более позднее время, в частности, входила в состав волшебных мазей «для полёта». Использовалась белена и в косметологии, и в медицине, в частности, её дымом окуривали больные зубы для анастезии Однако, прежде чем начать эксперименты, советую помнить: растение, в первую очередь, очень ядовито! Не менее интересно, что в пряжке на поясе женщины были найдены свинцовые белила, также иногда входившие в состав «ведьмовских мазей» с психоделическим эффектом. Свинцовые белила – белая краска, которая использовалась и в медицине, в составе кремов для кожи, например. Кстати, в больших дозах белила эти тоже ядовиты.

Брошь-коробочка с Готланда, внутри которой хозяйка хранила свинцовые белила.
В «Саге о людях с Песчаного берега» исландцы вскрывают могилу некой язычницы и определяют её принадлежность к вёльвам именно по жезлу (ну и, возможно, и по насланному покойной вещему сну):
«Там были найдены кости, они были черные и страшные. Там нашли также нагрудное украшение и большой колдовской жезл. Из этого заключили, что там была погребена какая-то колдунья (в оригинале at þar mundi verst hafa völu-leiði, т.е. что там должно быть была могила наихудшей вёльвы)».

Два жезла, считающиеся посохами вёльв: один из Швеции (Gävle), второй из Дании (могила в Fuldby, ок. Рингстеда (Ringsted)).Не из Фурката!!!
Так же известен железный посох длиной ок. 82см с бронзовым орнаментом и чем-то вроде домика в качестве навершия из могилы в Кёпингсвик(Köpingsvik), на Шведском остраве Оланд (Öland), погребённая там тоже, как считается, была вёльвой.
Материал для магического жезла - железо с бронзовыми (или, далее, медными) элементами повторяется слишком часто, чтобы не уделить этому внимания. Еще больше перекликающихся с находками деталей в описании наряда Торбьёрг Малой Вёльвы из «Саги об Эйрике Рыжем»:
«…на ней был синий плащ, завязанный спереди ремешками и отороченный самоцветными камушками до самого подола. На шее у нее были стеклянные бусы, а на голове — черная смушковая шапка, подбитая белым кошачьим мехом. В руке она держала посох с набалдашником, оправленным желтой медью и усаженным самоцветными камушками. Пояс у нее был из трута, а на поясе висел большой кошель, в котором она хранила зелья, нужные для ворожбы».
Другие найденные предметы подтверждают гипотезу о связи погребенной с миром магии. В ногах у неё была поставлена коробка, содержащая такие вещи как погадки совы (катышки из неперевариваемых остатков пищи, совой отрыгиваемые), мелкие косточки птиц и млекопитающих. Кроме того, там находился серебрянный амулет в форме стула. Это напоминает нам о частом атрибуте северного колдовства — волшебном возвышении: помосте для сейда или предсказаний («Женщины стали кольцом вокруг помоста, на котором сидела Торбьёрг») или престоле тула (жреца или ведающего), упомянутого в «Речах Высокого» («Пора мне с престола тула поведать…»).
То, что уважаемую и богатую жещину, вероятно вёльву или колдунью, погребли рядом с воинским лагерем, может, конечно, быть и стечением обстоятельств. О Торьбёрг Маленькой Вёльве рассказывается в саге, что у неё «было в обычае ходить зимой по пирам. Ее постоянно приглашали к себе, особенно те, кто хотел узнать, что им суждено или какой выдастся год». Хотели, наверное, узнать, что их ждёт, и дружинники Фурката. Однако, в связи с этим вспоминается и древняя германская мифологема «военный вождь и его пророчица» (см. статью Н.Ганиной со ссылкой на М. Энрайта) и то, что знаменитый сосуд II в. н.э с острова Элефантин на Ниле с греческой надписью, упоминающей «Валубург, сивиллу семнонов», связывают с гарнизоном германцев на службе Римской Империи, предполагая что пророчица находилась в военном лагере.
Причудливо тасуется колода, возвращая вновь и вновь сквозь века древний образ. Тот, что ярче всего воплощен для нас в паре : Один и вёльва…
Источники:
Хольгер Арбман. Викинги.
П.Сойер.Эпоха викингов.
М.М.Горелов. Датское и нормандское завоевание Англии в XIв.
Н.А.Ганина. Германские провидицы в эпоху Римской Империи
Заметка A seeress from Fyrkat? с портала Dansk webside
Википедия о Фуркате (англ.)
P.S. По датски всё же конунг Свен, Свейн - норвежско-исландский вариант произношения (как в сагах).
@темы: история, археология, Северная Традиция, язычество, артефакты