Только непонятно чей: злых норманистов, злых «кто-совсем-наоборот» — или простого феминистического подполья. )) А как иначе объяснить, что в Историческом музее стенд с названием «Русская дружина» содержит роскошный набор женских черепаховидных скандинавских фибул, таких же брошей в форме трилистника с декоративными привесками, гривен с подвесками-упрощенными молоточками Тора (унисекс), мечей с характерными навершиями (формально они могли быть не только скандинавскими, конечно...). Есть и наши височные кольца, и лунницы. И никаких толком пояснений, что чьё. Не знала бы — решила б, что гридни «черепашками» плащи закалывали.))
Соседние стенды - Чёрная могила с миниатюрным идолом Тора и окованными рогами туров, и много мелочей из Гнёздова...В общем, уголок мою норманистскую душу порадовал.))

Но шутки шутками, однако, кажется, я поняла, почему как-то ГИМ назвали «музеем музея» (по ссылке много хороших снимков). Интереснейшие экспонаты. И при этом: cкудное освещение (камень и бронза точно боятся света? так подсветить чуть-чуть таблички), контурные карты из одних рек, нанесенные на прозрачный пластик (их читать — тест на воображение...мною проваленный), подписи экспонатов предельно краткие и с запутанной нумерацией, сведения по археологическим культурам минимальны, ориентировалась только в тех, что помнила. Так ли трудно подписать, «кто от кого произошёл», кто кого вытеснил — то, что было бы людям реально интересно... Всё как везде, как было в музеях в прошлом веке и как явно будет ещё долго. Только это же ГИМ! Тот, который на Красной площади. Довольна, что побывала, очень. Но преследовало, что из «обычно» можно было относительно легко сделать «замечательно». Кстати, иностранцы хоть и не страдали от того, что в первых залах подписи местами не дублированы (ребята веселились и селфились), но, опять-таки, уровень...

На второй этаж меня на сей раз не хватило, выбиралась я ради выставки «Боги и герои Древней Греции» (вход № 2 в том же здании, кинулась было искать другой корпус с подачи вахтёра). И выбраться стоило.
Экспонатов не слишком много, но это тот случай, когда в знакомом с детства (а кто не рос на Куне и серии «История искусств»?) можно при встрече внезапно увидеть что-то ещё. Да и понимаешь, что именно видишь, порою только теперь: Владычица Зверей на вазе архаики, а на обороте — она же как птица. Гермес — зрелый муж, а не юноша. Бородатый и не изнеженный Дионис...
Особенно меня тронул живой мрамор. Со следами времени и въевшейся розоватой глины - но дышащий. Было ощутимое желание протянуть руку и стереть пятна с лица, как случайную пыль. Нет, я помню, что мрамор раскрашивали, что отверстия в ушах просверлены под украшения и т.д. Но там было несколько вещей именно живых...
У кого есть возможность — сходить стоит.
P.S. А экскурсовод тем временем развлекал народ, изображая в углу македонскую фалангу в одном лице...Реконструкция рулит.))

@темы: история, археология, мифология, трёп, артефакты