понедельник, 15 июня 2009
Сперва поругаться! Колесо Года - объединение разных традиций, современная мифология горожан и, вообще, средняя температура по больнице. Если сдвинуть любой известный праздник не более чем на месяц - на одну из восьми круговых точек он попадёт, естественно.
![:)](http://static.diary.ru/picture/3.gif)
При том я вполне согласна, что лучшего варианта нет, на реальный аграрный цикл большинство из нас не завязаны, найти общий знаменатель для Рейкьявика и Львова надо, а в астрономию верят все. И от
этого цикла мы, безусловно, зависим.
Но как раз сакральность Летнего Солцестояния была практически повсеместна.
Теперь по делу: праздники начала лета в Скандинавии. читать дальше
Изначально год в Исландии принято было делить на два сезона - зиму и лето. Началом зимы в 12 в.(когда традиционный календарь приспособили к григорианскому) была суббота между 11 и 17 октября, после 1700г. - между 21-27 октября.Началом лета считался четверг между 9 и 15 апреля, 19-25 после 1700г.
В сагах упоминаются празднования в начале лета, без конкретизации, какие именно. Позже в этот день могли ставить щедрое угощение для всех домашних, печь специальные лепешки или символически начать полевые работы. Праздник был праздником детским, младшие в этот день обычно не работали.
(Cейчас это официальный День Детей в стране, а заодно и День Флага. Кроме того существовала традиция считать Харпу (название первого летнего месяца - harpa) дочерью Торри и Гои (два предыдущих зимних месяца - Thorri и Goa). Так что первый день лета часто ещё и считался Днём Девушек.)
Точных сведений о празновании Мидсаммера в Исландии вроде бы нет.
Но в любом случае Альтинг на острове открывался до 1000г. (принятия христианства) в четверг между 11 и 18 июня (после 1000г. - между 18 и 24м). Продолжался же всеисландский тинг две недели, т.е. захватывал искомое время Солнцеворота.
Связь периода Мидсаммера с общими собраниями сохранилась, кстати, и на острове Мэн, где парламент (ведущий происхождение еще от эпохи викингов) каждый год 25 июня собирается на искусственном холме Тингвальд (равнина собраний, Пенник).
Празднование же Мидсаммера на континенте широко известно и богато обрядностью: c "Майскими шестами", кострами, гаданиями во многом аналогично славянской Купале.
Не вполне ясной остается отсылка Снорри Стурлуссона к обычая Швеции времен легендарной династии Инглингов. Согласно Снорри "в начале зимы надо было приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы — за весеннее прорастание, а летом — за победу." ("Сага об Инглингах").
Но у того же Снорри Стурлуссона("Сага об Олаве Святом", LXXVI ) рассказывается, что в Швеции жертвоприношение за мир и победу совершалось в Уппсале в месяц гои, т.е. с середины февраля по середину марта.
(Соответственно за урожай шведы жертвовали в начале зимы, для нас - осенью ( "Сага об Инглингах",XV - история неудачливого конунга Домальди), вероятно в период Зимних Ночей, когда совершался массовый забой скота (gormanudhr - кровавый месяц, октябрь-ноябрь). "За весеннее прорастание" тогда логично было совершать обряды на Йоль.)
От викингов, в том числе и из исландских поселенцев, как раз логично ожидать жертвоприношения за победу перед отплытием, т.е весной, с началом судоходства (в марте?). Или, действительно в начале исландского лета, в апреле, возможно, обычай имел нестрогую привязку по регионам.
@темы:
история,
Северная Традиция,
Асатру