Представления о многоголовости/многоликости и т.д. божеств или демонов очевидно, восходят ко временам индоевропейской общности. В Индии этот облик сохранился и по сей день, став атрибутом Высших и символом всеведения и всеприсутствия. Встречались кельтские двуликие изображения, относящиеся к периоду до или началу нашей эры (кельтско-лигурийское святилище Рокепертюз,Vв. До н.э.), двуликая фигура из Boa Island,Ирландия,1 век до н.э), но навскидку не могу вспомнить никого из похожих мифологических персонажей. Возможно, ко времени преданий и записей, "многоглавцы" тоже либо перешли в область демонического (внешность фоморов нечеловеческая, но какая - не очень ясно), либо антропоморфизировались, распавшись на любимые кельтами близнечные пары.
А вот на роге из Галлехуса (Ютландия (Дания), ок.Vв.н.э.) на втором сверху ярусе изображена трехглавая фигура с топором и козлом на привязи. Хотя рядом изображены звезды, т.е. область может быть “небесной землёй”, турсам не положенной, да и топор (возможная ранняя версия молота Громовержца) с козлом могут отсылать к Тору. К Тору же отсылает история Старкада Старого, сына Сторверка по Саксону Грамматику шестирукого и клыкастого. Правда тут враг великанов, наоборот, приводит героя в человеческий вид: оторвал ему "лишние" руки, после чего "очеловеченный" Старкад и вошел в мир людских преданий как герой Эдды и саг. Тут возможны две версии - перенесение воспоминаний о ином облике Тора на нелоюбимого им героя, либо на роге совсем не Тор. Увы, нет нам данных.
У западных славян (ближайших соседей германцев) Боги виделись многоглавыми до самого падения Арконы (1168г., завоевание о.Руян (Рюген) датским королём Вальдемаром). Свентовит четырёхлик, имя Триглы/Триглава говорит само за себя (пусть непонятно с какого
Властители прошлого, свидетели первых дней творения становятся для поздних и слабейших детей Мидгарда опасны, если не впрямую враждебны. Есть версия, что германцы (и кельты) некогда поклонялись и турсам с ётунами, тогда речь идет об отношениях с бывшими покровителями. Но мне кажется, что механизм несколько иной, божества старшего поколения, принадлежавшие изначально Миру-в-ограде, человеческим связям и восприятию либо перешли бы на переферию памяти, как Крон и Уран, либо стали предками и доброжелательными духами, как Святогор или германские Матери (дисы, idis).
Зато, как известно, Боги соседей при любом конфликте - нам демоны. Ибо помогают "этим гадам" (только практичные римляне приспособились "приглашать" покровителей противника в Рим, обещая храм и культ.) Наиболее яркий пример подобного отзеркаливания - взаимно-обратное восприятие дэвов и асуров/ахуров в Индии и Иране. Культуры славян и германцев до 5-6в.н.э. между собой настолько похожи, что до сих пор нет согласия о точной принадлежности отдельных племён (лугиев, ругиев, венедов, бастарнов и т.д.) и археологических культур (черняховской,пшеворской, даже зарубинецкой). Обычно классификация от племени автора зависит. Или от любимой его гипотезы.
Мне представляется вероятным, что на образ турсов в Скандинавии (к сожалению, не знакома с материалом по континенту) наложилось знание именно о многоликих Божествах славянских соседей по Балтике: могучих, иногда союзных, иногда враждебных, но в любом случае "чужаков" для северян, потенциально опасных. Подобные Силы не считают родными и вряд ли с ними общались массово. Есть сведения, что датский конунг Свен (Вилобородый(960-е -1014),которого обвиняли в склонности к язычеству, хотя он и был крещен Оттоном) прислал в святилище Арконы дар - золотую чашу. Политес и дипломатия, очевидно, чтоб не мешали Англию завоевыввать. Собственно, божественность и сила соседского Покровителя никогда язычниками (или весьма недавними христианами) не отрицались, могли к нему и обратиться, ведя дела с его подопечными, например. Не было лишь гарантий, что гостя примут так, как родного.
Общее наименование позднего времени- тролли (демоны, злые духи) для всех существ Иного мира отчасти сгладило границы - с троллем (низшей соседской нечистью независимо от размера и вида) можно подружиться, хлеб оставить, заключить сделку или прогнать.
Есть, правда, рассказы о существах, подобных Барду - Асу Снежной горы: великану по описанию, доброжелательному по характеру, к которому можно было обратиться за помощью. Вот как звучала тула-обращение валяльшиков шерсти к Барду, которую иногда наговаривали, валяя сукно:
Бард мой из Ёткуть,
Наляг ты на шерсть сию,
Я дам тебе клочок шерсти,
Два носка в ботинок,
Рукавицу на лапу,
Когда я смогу вязать,
Кусок гвоздя для твоей лодки,
Подкову для твоей лошади...
и т.д. (полный текст перевода и оригинал приводится в кн. Л.Кораблёва "Рунические заговоры и апокрифические молитвы исландцев")
Примечание:
тула (thula) - наговариваемый ритмичный текст в исландском, иногда нижеприведенные стихи называли заговором или молитвой. Обычная десакрализация: из просьбы-заклинания - в стишки за работой. (исландские сукновалы обычно валяли шерсть ногами, лёжа на спине. Мера сукна часто служила внутренней "монетой" при расчетах.)
Как воспринимали Барда изначально - как "Аса края", духа земли (landvaettr), предка, связанного с горой (ср. мнение родичей Торольва с Мостра о том, что представители рода уходят в Священную гору после смерти, "Сага о людях с песчаного берега") или как доброжелательного турса - не вполне ясно. В более старых источниках(14в. ,"Сага о Барде из Снежной горы") он внук доброго великана из рисов (была и такая разновидность) и трольши, и прежде чем ушёл в гору - некоторое время жил среди людей. В 17в. же Йоун Гвюдмундссон Ученый пишет о нем как об одном из первопоселенцев, возможно, рационализируя предание.
С другой стороны, Олимпийцы принимали в свои ряды титанов, Асы - великанов (но чаще всё же великанш - Скади, Герд и т.д.), однако с переходом ими границы дикого и познанного на "нашу сторону" - Древние становились частью нового (очеловеченного - для нас) порядка, практически-асами (олимпийцами и т.д.)... Из турсов - духами земли, асами (рисами и т.д.), не-турсами в нашем восприятии. Такова же история Старкада Старого, сына Сторверка по Саксону Грамматику, шестирукого и клыкастого. Тор оторвал ему "лишние" руки, после чего "очеловеченный" великан становится одним из героев Одина, при прежнем недображелательстве Тора.
P.S.Типичный портрет трольши (из "Саги об Иллуги Зяте Грид")
«Ему показалось, будто метель или буря вырывается из её ноздрей. Над её ртом свисали сопли. У неё была борода и голова с проплешинами, а кисти рук — как орлиные когти. Оба её рукава обгорели, а куртка едва прикрывала ей зад, но впереди доходила до самых пальцев на ногах. У неё были зелёные глаза, низкий лоб и огромные уши. Её нельзя было назвать красивой».
Упоминание о многоголовых турсах в "Песне о Хюмире":
...из каменных груд
с Хюмиром вместе
с востока идет
войско могучее
многоголовых.
Песнь обычно считается поздней, впрочем. И характерно, что неантропоморфные персонажи даны фоном к действию, сам Хюмир от асов сложением не отличается.
@темы: история, Северная Традиция, язычество, германская мифология, мифология, славянская мифология, трёп, Асатру