Или я что-то пропустила, или это что-то ещё не переведено, или же первое упоминание о практике пыток в источниках приходится на "Сагу об Олаве сыне Трюггви"("Круг земной") Далее - из пустого в порожнее. Именно так он убеждал противников христианства ("А всех людей, которые были с Раудом, конунг велел крестить, а тех, которые не хотели креститься, он велел убить или пытать" плюс участь самого Рауда Сильного и Эйвинда - в подробностях, и т.д.) Ни в сагах родовых, ни в королевских до Олава Трюггвасона (995-1000) ничего подобного не описывается, хотя убийств - из мести, в гневе, по приказу, пленных(быстро) или в поединке - более чем достаточно. Два таких эпизода есть еще в саге о более поздних временах - "Сага о сыновьях Харальда Гилли" ("Круг Земной"), история претендента на престол Сигурда Слембнира, 1139г. и история английского священника. Вторая, впрочем, однозначно находится в русле житий святых где все ужасы нагнетаются ради грядущего исцеления, можно за случай достоверный или типично-жизненный не засчитывать. Причем если у Олава пытки - средство (он постоянно предлагает принять новую веру и "стать ему другом", что было не фигурой речи, а вполне материальным вознаграждением), то Сигурда жестоко убили именно из мести. Похоже, во время усобицы сыновей Харальда Гилли народ изрядно озверел.
Разумеется, делать вывод о том, что Олав сын Трюггви принес пытки на невинный Север, не стоит. Хоть характер у конунга был однозначно мерзкий. Ушкуйники, не умеющие убедительно расспросить пленных, вымерли б естественным путём. Да и в Старшей Эдде, в "Речах Гримнира" конунг Гейррёд именно таким способом решает узнать правду у подозрительного пришельца (и очень зря! никогда не приставайте к странникам в синем). Эпизод из "Саги о Хравнкеле, годи Фрейра", где недруги последнего "взломали сарай и сняли с крючьев веревку, достали ножи, проткнули им щиколотки, вдели веревки и вздернули их на перекладину, связав всех восьмерых вместе" тоже, пожалуй, тянет на издевательство. Хотя некоторые исследователи видят в ситуации отголоски древнего способа жертвоприношения (в чем сомневаюсь, в жертву Одину хоть и отправляли повешеньем, но более привычным способом). В любом случае Хравнкеля и прочих, помучив, отпускают.
Но, все-таки - действительно ли так было? То есть, признавая убийство приемлемым или хотя бы неизбежным методом решать конфликты, пыток целенаправленных в те времена не одобряли и не применяли, считая делом недостойным?
Поскольку основные саги записывались примерно в одно время (13-14вв.), особого изменения взглядов составителей быть не должно бы. Достоверность саг, конечно, несколько условна (рассказывалось так, как люди запомнили - и так, как это могло бы быть, причём расказчики с одной стороны сами верили, что дело обстояло именно так, а с другой легко могли преренести современные реалии в прошлое или переосмыслить события для возвеличивания любимого героя (предка-родича, к примеру)). Не стеснялись пользоваться и литературными клише (вроде доброго приёма конунгами скальда-исландца, пророческого сна и т.д.) . Тем не менее, столь выгодным приёмом, доказывающим мужество героя, записывавшие события пренебрегали (при том,что тому как именно человек умер - достойно или нет- придается в сагах немалое значение).
А и кстати, Снорри Стурлусон (1179–1241) - автор всех текстов "Круга Земного", т.е. он действительно считал, что конунги рода Харальда и прочие люди, достойные упоминания, подобным образом, практически не поступали. Притом, что Норвегия пыталась в те годы распространить своё влияние на остров, потерявший независимость в 1262г., через 20 лет после смерти Снорри. А убит последний был как раз по приказу конунга Хакона... Отношения с соседями были несколько двойственными.
Похоже, что все именно так и было .
Обольщаться, конечно не стоит, расправы быстрые бывали достаточно жестоки, вроде сожжения в собственном доме (когда осаждающие не хотели рисковать при штурме). Да и если прозвище Эльвир-Детолюб (8в.) дается за запрет при набегах бросать младенцев на копья, идеализировать время, конечно, не стоит. Осуждать, имхо, - тоже.
Разумеется, делать вывод о том, что Олав сын Трюггви принес пытки на невинный Север, не стоит. Хоть характер у конунга был однозначно мерзкий. Ушкуйники, не умеющие убедительно расспросить пленных, вымерли б естественным путём. Да и в Старшей Эдде, в "Речах Гримнира" конунг Гейррёд именно таким способом решает узнать правду у подозрительного пришельца (и очень зря! никогда не приставайте к странникам в синем). Эпизод из "Саги о Хравнкеле, годи Фрейра", где недруги последнего "взломали сарай и сняли с крючьев веревку, достали ножи, проткнули им щиколотки, вдели веревки и вздернули их на перекладину, связав всех восьмерых вместе" тоже, пожалуй, тянет на издевательство. Хотя некоторые исследователи видят в ситуации отголоски древнего способа жертвоприношения (в чем сомневаюсь, в жертву Одину хоть и отправляли повешеньем, но более привычным способом). В любом случае Хравнкеля и прочих, помучив, отпускают.
Но, все-таки - действительно ли так было? То есть, признавая убийство приемлемым или хотя бы неизбежным методом решать конфликты, пыток целенаправленных в те времена не одобряли и не применяли, считая делом недостойным?
Поскольку основные саги записывались примерно в одно время (13-14вв.), особого изменения взглядов составителей быть не должно бы. Достоверность саг, конечно, несколько условна (рассказывалось так, как люди запомнили - и так, как это могло бы быть, причём расказчики с одной стороны сами верили, что дело обстояло именно так, а с другой легко могли преренести современные реалии в прошлое или переосмыслить события для возвеличивания любимого героя (предка-родича, к примеру)). Не стеснялись пользоваться и литературными клише (вроде доброго приёма конунгами скальда-исландца, пророческого сна и т.д.) . Тем не менее, столь выгодным приёмом, доказывающим мужество героя, записывавшие события пренебрегали (при том,что тому как именно человек умер - достойно или нет- придается в сагах немалое значение).
А и кстати, Снорри Стурлусон (1179–1241) - автор всех текстов "Круга Земного", т.е. он действительно считал, что конунги рода Харальда и прочие люди, достойные упоминания, подобным образом, практически не поступали. Притом, что Норвегия пыталась в те годы распространить своё влияние на остров, потерявший независимость в 1262г., через 20 лет после смерти Снорри. А убит последний был как раз по приказу конунга Хакона... Отношения с соседями были несколько двойственными.
Похоже, что все именно так и было .
Обольщаться, конечно не стоит, расправы быстрые бывали достаточно жестоки, вроде сожжения в собственном доме (когда осаждающие не хотели рисковать при штурме). Да и если прозвище Эльвир-Детолюб (8в.) дается за запрет при набегах бросать младенцев на копья, идеализировать время, конечно, не стоит. Осуждать, имхо, - тоже.
@темы: история, Северная Традиция, саги, трёп